«Собака на сене»
21 мая 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Иногда получается выехать за пределы Москвы в какой-нибудь близлежащий город и там посмотреть премьеру, что кажется делом почти естественным, имея в виду, что зеленоградский «Ведогонь-театр» регулярно напоминает о себе интересными новыми спектаклями, а доехать до Ногинска — не сильно дольше, чем с северо-запада Москвы до Театра на Юго-Западе, или с севера-востока — в Театр на Перовской, — примерно полтора часа при удачном стечении обстоятельств. Так вот, в подмосковном Ногинском театре, который с недавних пор гордо называет себя Мособлдрамой, вышла премьера «Собаки на сене». Конечно, «Собаку на сене» можно и в Москве посмотреть, в Театре оперетты идёт уже несколько лет мюзикл с музыкой Александра Клевицкого в постановке Татьяны Константиновой, которая смело «разбавила» классический перевод Михаила Лозинского своими стихами, но я начал знакомство с новыми женскими версиями «Собаки на сене» с Ногинского театра, где спектакль о не самой приятной женской особе поставила, как и в московской Оперетте женщина-режиссер Екатерина Гранитова-Лавровская. Как и в Оперетте, в Мособлдраме спектакль вышел тоже в жанре мюзикла, причем оригинальную музыку написал для него Григорий Ауэрбах и это — тот ныне нечастый случай, когда после спектакля парочка мелодий в памяти остаётся, таких, которые можно потом ещё какое-то время напевать себе под нос или даже насвистывать, и эти мелодии приятно напоминают историю, разыгранную на сцене в старинных платьях, историю из такой далёкой жизни и, несмотря на все бушующие любовные и сословные страсти, глядя из нынешних времен — такую мирную… Как говорится, на зависть живым.
Герои, кстати, в спектакле Гранитовой-Лавровской получаются очень даже живыми и бодрыми, опять-таки несмотря на древность сюжета из далекой и испанской жизни, — свою комедию «плаща и шпаги» Лопе де Вега написал чуть больше 400 лет тому назад, а многие, вероятно, смотрели и помнят советскую экранизацию этой пьесы с Маргаритой Тереховой, Михаилом Боярским, Караченцевым, Джигарханяном, Шарко… — историю, где знатная графиня влюбляется в своего слугу и, исходя из сословных соображений Испании и времени написания пьесы, не в силах отдаться охватившим её чувствам, но и убить на корню и даже скрыть эту страсть Диана — так зовут героиню — тоже не в силах.
Вопреки возможным ожиданиям, «Собака на сене» в Ногинске — это дорого сделанный спектакль. Помимо оригинальной музыки, в театре не стали экономить на костюмах и заказали их Андрею Климову, который дал волю фантазии, несколько сдвинул камзолы и платья во времени поближе к нам, что никак не отменило ни бархата, ни золотых позументов.
Кстати, режиссёру — как и в упомянутом мюзикле в московской Оперетте, тут тоже не хватило стихов, написанных Лопе де Вегой и переведённых Лозинским, и Гранитова-Лавровская «разбавила» классический текст поэзией того же 17 века, добавляющими в спектакль грубоватой прозы жизни, хоть речь, повторяю, об испанской поэзии, впрочем, времена тогда, если приглядеться к ним повнимательнее, тоже были непростыми, местами и часто кровавыми, а мысли и чувства, даже в стихах, выражали подчас просто, без реверансов и лишних слов.
Что ещё сказать? Труппа Ногинского театра, несмотря на суровую близость к столице, богата артистами разных поколений и этим богатством режиссёр распорядилась разумно и по-хозяйски, отдав во всех отношениях заслуженным артистам роли второго плана, что, безусловно, сильно украсило спектакль, добавило ему необходимый актерский объём, роль Дианы — вероятно, это было предрешено — досталась приме здешней сцены Екатерине Потаповой, которая — глядя из зала — вполне соответствует своей роли, то есть, такая, как нужно для заглавной героини комедии Лопе де Веги, а молодой герой Валентин Садики — точно так же — имеет всё необходимое для роли несколько простодушного красавца-героя, путающегося в сложных чувствах своей хозяйки.