«Собака на сене»

21 мая 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Иногда получается выехать за пределы Москвы в какой-нибудь близлежащий город и там посмотреть премьеру, что кажется делом почти естественным, имея в виду, что зеленоградский «Ведогонь-театр» регулярно напоминает о себе интересными новыми спектаклями, а доехать до Ногинска — не сильно дольше, чем с северо-запада Москвы до Театра на Юго-Западе, или с севера-востока — в Театр на Перовской, — примерно полтора часа при удачном стечении обстоятельств. Так вот, в подмосковном Ногинском театре, который с недавних пор гордо называет себя Мособлдрамой, вышла премьера «Собаки на сене». Конечно, «Собаку на сене» можно и в Москве посмотреть, в Театре оперетты идёт уже несколько лет мюзикл с музыкой Александра Клевицкого в постановке Татьяны Константиновой, которая смело «разбавила» классический перевод Михаила Лозинского своими стихами, но я начал знакомство с новыми женскими версиями «Собаки на сене» с Ногинского театра, где спектакль о не самой приятной женской особе поставила, как и в московской Оперетте женщина-режиссер Екатерина Гранитова-Лавровская. Как и в Оперетте, в Мособлдраме спектакль вышел тоже в жанре мюзикла, причем оригинальную музыку написал для него Григорий Ауэрбах и это — тот ныне нечастый случай, когда после спектакля парочка мелодий в памяти остаётся, таких, которые можно потом ещё какое-то время напевать себе под нос или даже насвистывать, и эти мелодии приятно напоминают историю, разыгранную на сцене в старинных платьях, историю из такой далёкой жизни и, несмотря на все бушующие любовные и сословные страсти, глядя из нынешних времен — такую мирную… Как говорится, на зависть живым.
«Собака на сене»
Герои, кстати, в спектакле Гранитовой-Лавровской получаются очень даже живыми и бодрыми, опять-таки несмотря на древность сюжета из далекой и испанской жизни, — свою комедию «плаща и шпаги» Лопе де Вега написал чуть больше 400 лет тому назад, а многие, вероятно, смотрели и помнят советскую экранизацию этой пьесы с Маргаритой Тереховой, Михаилом Боярским, Караченцевым, Джигарханяном, Шарко… — историю, где знатная графиня влюбляется в своего слугу и, исходя из сословных соображений Испании и времени написания пьесы, не в силах отдаться охватившим её чувствам, но и убить на корню и даже скрыть эту страсть Диана — так зовут героиню — тоже не в силах.
Вопреки возможным ожиданиям, «Собака на сене» в Ногинске — это дорого сделанный спектакль. Помимо оригинальной музыки, в театре не стали экономить на костюмах и заказали их Андрею Климову, который дал волю фантазии, несколько сдвинул камзолы и платья во времени поближе к нам, что никак не отменило ни бархата, ни золотых позументов.
Кстати, режиссёру — как и в упомянутом мюзикле в московской Оперетте, тут тоже не хватило стихов, написанных Лопе де Вегой и переведённых Лозинским, и Гранитова-Лавровская «разбавила» классический текст поэзией того же 17 века, добавляющими в спектакль грубоватой прозы жизни, хоть речь, повторяю, об испанской поэзии, впрочем, времена тогда, если приглядеться к ним повнимательнее, тоже были непростыми, местами и часто кровавыми, а мысли и чувства, даже в стихах, выражали подчас просто, без реверансов и лишних слов.
Что ещё сказать? Труппа Ногинского театра, несмотря на суровую близость к столице, богата артистами разных поколений и этим богатством режиссёр распорядилась разумно и по-хозяйски, отдав во всех отношениях заслуженным артистам роли второго плана, что, безусловно, сильно украсило спектакль, добавило ему необходимый актерский объём, роль Дианы — вероятно, это было предрешено — досталась приме здешней сцены Екатерине Потаповой, которая — глядя из зала — вполне соответствует своей роли, то есть, такая, как нужно для заглавной героини комедии Лопе де Веги, а молодой герой Валентин Садики — точно так же — имеет всё необходимое для роли несколько простодушного красавца-героя, путающегося в сложных чувствах своей хозяйки.

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.