«Двадцать третий»

  • 9 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Двадцать третий» — так называется новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко». Он поставлен художественным руководителем театра Евгением Каменьковичем по роману Ремарка «Чёрный обелиск», писателю, мода на которого в СССР пришлась на 60-е годы, наверное, потому, что прямодушные герои Ремарка — их слова и поступки, их неизбывная тоска по правде и честной жизни — были созвучны атмосфере тогдашней оттепели. Впрочем, недавно опубликованные данные свидетельствуют, что и в прошлом, 2022 году, Ремарк — по-прежнему в десятке самых продаваемых в России писателей.
Авторы инсценировки — Юрий Буторин и Владимир Топцов, они же — на мой взгляд, к сожалению, играют в спектакле главные роли: Топцов выходит на сцену в роли владельца погребальной конторы «Кроль и сыновья», а Буторин — в роли Людвига, бухгалтера той же самой конторы, которым всё трудней сводить концы с концами из-за сумасшедшей инфляции, — курс марки к доллару, всё более и более фантастический, но соответствующий реалиям Германии 20-х годов прошлого века, проецируется на цветную декорацию черно-белой проекцией, в стиле и духе тогдашней кинохроники.
«Двадцать третий»
Действие спектакля охватывает один-единственный год — весну, лето, осень и зиму и это — 1923 год, то есть перед глазами зрителей разворачивается жизнь небольшого кружка людей, связанных между собой кровными и отчасти любовными узами, в то же время — это жизнь небольшого германского городка и в то же время — это картины времени, исторического промежутка, короткого и неспокойного островка мирной жизни между двумя мировыми войнами. Для Ремарка, впрочем, и для театра это — из того, что запомнилось из юношеского знакомства с героями Ремарка, — «история запоздалой молодости», в которой жизнь решительно поделена на три цвета времени (почти как у Кшиштофа Кеслёвского), только в спектакле «Мастерской Петра Фоменко», каким его придумали художники Александр Боровский и Мария Боровская, цвета другие — черный — для погребальной мастерской и тогда и стены все чёрные, и все герои в чёрном, красный цвет — на всём и на всех — для легкомысленного варьете — ночного клуба «Красная мельница», желтый — для лечебницы для душевнобольных.
Мелькающие цифры стремительно дешевеющей марки не мешает вести душеспасительные разговоры — с хладнокровным врачом в лечебнице или там же — с участливым пастором… Эти разговоры, как и общение с девочками из «Красной мельницы» помогают коротать дни и ночи, но не в силах повлиять на продажи и уж точно не могут изменить неумолимый ход истории, Ремарку, в пору написания этого романа, тоже уже известный, — это «Три товарища» и «На Западном фронте без перемен» были написаны в 30-х и тогда же запрещены в СССР, а «Черный обелиск» — сочинение 56-го года, когда в СССР прошел знаменитый ХХ съезд, породивший массу иллюзий и давший старт краткосрочной Оттепели. Спектакль у Каменьковича получился длинным, идёт три с половиной часа и, как это получается как раз у Каменьковича, увлекающий зрителя в историческое далёко, впрочем, при более близком рассмотрении, время очень понятное, что сперва печалит, а потом, наоборот, радует: всё было и — прошло.

Последние выпуски программы

«Собачье сердце»

Модный режиссёр, он же — автор инсценировки Антон Фёдоров выпустил в московском ТЮЗе спектакль «Собачье сердце». На сайте театра в связи с этим предлагают вспомнить, что когда-то «Собачье сердце» поставила на этой самой сцене Генриетта Яновская, ставший её первым спектаклем-визитной карточкой и нового худрука, и нового театра.

«Клоуны»

В театре бытует мнение, что спектакль начинает жить полноценной жизнью примерно на 10-12-м представлении. Премьеру «Клоунов» в театре ОКОЛО Дома Станиславского сыграли в минувшем октябре, так что время смотреть спектакль уже пришло и можно безбоязненно его рекомендовать, имея в виду то ещё, что «Клоуны» — из тех спектаклей, где для успеха многое должно сойтись….

«Не только любовь»

Для первой в этом году оперной премьеры Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко выбрал оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». Написанная в самом начале 60-х, она сразу же была поставлена, — в 1961 году буквально одна за другой, с разницей в месяц, премьеры вышли в Новосибирском театре оперы и балета и в Большом.