«Слуга двух господ»

  • 14 мая 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Премьеру спектакля «Слуга двух господ» в Театре Пушкина сыграли 1 апреля 2022 года. Комедию Карло Гольдони зрители с кое-каким театральным и жизненным опытом помнят по легендарному спектаклю Джорджо Стрелера, в первый раз его «Слугу двух господ» сыграли в год открытия миланского театра Пикколо в 1947 году, а доигрывали в сильно облегченном варианте ещё несколько лет назад, когда уже и Стрелера не было в живых, и Феруччо Солери — второй великий исполнитель заглавной роли на сцену уже не выходил. Чтобы отделить свою версию от всех предыдущих, легендарных и не очень, режиссер нового спектакля Юрий Муравицкий свой спектакль назвал «Слуга двух господ. Russian edition», дополнив старинный итальянский сюжет русскими более или менее скоморошескими плясками (за них отвечает режиссер по пластике Дарья Авратинская) и чрезвычайно эффектными костюмами, в которых художник по костюмам Галина Солодовникова весьма остроумно использовала разнообразные старинные русские орнаменты. В результате площадная традиция итальянской комедии дель арте слилась в радостных объятиях с русским скоморошьим балаганом, подтвердив давние научные гипотезы об общих корнях смеховой народной культуры и архетипах, правящих миром.
«Слуга двух господ»
Для такого спектакля, где важна физическая подготовка артистов, вынужденных два часа кувыркаться, носиться из конца в конец сцены, бегать, прыгать, не теряя интереса — своего интереса и интереса публики — к веселому простодушному сюжету комедии Гольдони, — для всего этого молодая труппа Театра имени Пушкина собрана как будто специально. Поскольку театром руководит Евгений Писарев, в труппу регулярно приходят выпускники его мастерской из Школы-студии МХАТ, так что Пушкинский театр сегодня во многом представляет собой мастерскую Писарева в развитии, — помимо выпускников, вчерашних и позавчерашних, в нескольких спектаклях можно увидеть нынешних студентов, которые в пору учебы получают первую и счастливую возможность поиграть на большой сцене вместе со взрослыми.
Ну и потом Писарев, это видно, требует от своих артистов держать себя в хорошей форме, иначе не набралось бы почти полутора составов на такого вот «Слугу двух господ». Что ещё сказать? У театра — в высоком и широком смысле — много разных задач, среди которых развлечение — не самая последняя. Даже Станиславский, а уж на что он был строгим в этом отношении учителем, и тот этого не отрицал. «Слуга двух господ. Русская версия» — очень качественный продукт в этом, скажем так, потребительском сегменте. Если хочется пойти в театр, чтобы отвлечься и развлечься, посмотрев при этом очень качественно сделанное зрелище, то «Слуга двух господ» в Театре Пушкина — пожалуй, одна из лучших московских премьер последнего времени. Да и сама история вызывает надежду: как бы не было всё запутано, так что, кажется, не распутать, почти безнадёжно, почти безвыходно, всё может закончиться счастливой свадьбой, а слуга двух господ Труффальдино не получит обещанных и угрожавших ему со всех сторон тумаков.

Последние выпуски программы

«Сны мальчика. Сказки Щедрина»

Спектакль «Сны мальчика. Сказки Щедрина», который Евгений Закиров поставил на «Чердаке Сатиры», можно считать отголоском студенческого увлечения театром масок: персонажи сказок Щедрина все в масках, а самого простодушного, самого искреннего героя — 10-летнего мальчика — играет ростовая кукла.

«Ромео и Джульетта»

Не будучи балетным критиком — как говорится, вообще и никогда, — я, как говорится, не могу молчать и не отозваться на премьеру «Ромео и Джульетты» в Большом театре, на очередное возобновление балета Леонида Лавровского, возвращённого на историческую сцену Большого театра народным артистом СССР, великим танцовщиком и хореографом, и сыном Леонида Лавровского Михаилом Лавровским.

«Собачье сердце»

Модный режиссёр, он же — автор инсценировки Антон Фёдоров выпустил в московском ТЮЗе спектакль «Собачье сердце». На сайте театра в связи с этим предлагают вспомнить, что когда-то «Собачье сердце» поставила на этой самой сцене Генриетта Яновская, ставший её первым спектаклем-визитной карточкой и нового худрука, и нового театра.