Павел I

20 мая 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Не в первый раз за последнее время я рассказываю о премьере в Театре Вахтангова. И дело тут не только в особой притягательности фигуры, вероятно, не просто замечательного, а выдающегося директора театра, Кирилла Игоревича Крока, а в том, что в силу этих самых выдающихся менеджерских качеств, театр выпускает уже девятую в этом сезоне премьеру, ну, может быть, не девятую, а восьмую, — значит, девятая появится на следующей неделе.
На Новой сцене театра Наталья Ковалёва поставила спектакль «Павел I», в который к известной и одноимённой пьесе Дмитрия Сергеевича Мережковского она добавила фрагменты из стихотворной трагедии Евгения Рубеновича Симонова, но и этого режиссёру показалось мало, и Наталья Ковалёва дописала две сцены разговоров Павла с матерью, императрицей Екатериной. Павел у Мережковского то и дело апеллирует к матушке, — так пусть и у матушки, так сказать, задним числом и с того света появится возможность ответить на все его претензии и вопросы.
Павел I
Пьеса Мережковского, это известно, написанная на следующий год после окончания Первой русской революции, была тут же и запрещена за «неуважение к Высшей Власти» и, хотя отношение Мережковского к Павлу, вероятно, следует назвать двояким, в сегодняшнем спектакле фигура царя, в советской и особенно школьной истории обычно изображавшегося одной черной краской, смотрится совсем иначе, а если закрыть глаза на первые сцены — не спектакля, а пьесы Мережковского, где Павел выступает жестоким деспотом, так он и патриот, и печется о международном авторитете Российской империи, и одновременно готов плевать на то, что думают в других странах, поскольку Россия в его системе координат и приоритезации — всегда на первом месте.
У этого спектакля, начав его разбирать по косточкам, найдётся немало недостатков, начиная с уже описанного довольно странного набора текстов, где все три автора явно не готовы к гармоническому соседству друг с другом и, хотя Мережковский и называл своего «Павла» драмой для чтения, многие всё-таки помнят если не великий, то точно выдающийся спектакль Леонида Ефимовича Хейфеца по этой самой пьесе, где в заглавной роли выходил Олег Борисов (и как выходил! — чего стоит его первый выход, из самой глубины огромных размеров сцены Театра Российской Армии на авансцену, и он магнетизировал и свиту, и зрителей каждым своим шагом, а потом и голосом), а когда Борисова не стало, его заменил Валерий Золотухин, игравший по-другому, но спектакль благодаря этому вводу прожил ещё несколько лет.
Олег Борисов! А теперь? — премьеру играл Александр Олешко и, поскольку артист он — известный, хороший артист, известный по ролям — в «Мадемуазели Нитуш», по вокально-эстрадным выступлениям в разных телепрограммах, — конечно, к назначению на роль Павла Первого Олешко можно было отнестись с недоверием, скепсисом. Это же невозможно. Оказалось — возможно. Он выходит на сцену с выбеленным гримом лицом, на котором уже лежит печать смерти. Олешко играет, конечно, другого Павла, ничем не напоминая игру Борисова, играет по-своему, поражая и тех, кто готов принять Олешко любым и в любой роли и аплодировать всему, что бы он ни спел и ни сказал, и тех, кто шёл на премьеру, как я, совершенно уверенный в невозможности такого назначения. Он играет трагическую фигуру, чувствуя и передавая драму своего героя. Обычное развитие амплуа: комик на старости лет рвется и получает наконец роль, к примеру, короля Лира, или хотя бы Кузовкина в тургеневском «Нахлебнике». Олешко эту роль — не на вырост, а оказавшуюся ему впору получил, как говорится, в самом расцвете комических и вокальных сил. И сыграл! И смотреть за мимикой, за жизнью его героя, за тем, как трагически и неизбежно он идет к гибели всерьез, оказывается очень интересно.

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.