«Только тот холодный осенний вечер»
26 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В театре ОКОЛО Дома Станиславского Юрий Николаевич Погребничко выпустил премьеру, в основе которой — два рассказа Бунина, написанных в конце Второй мировой войны; писателю тогда было семьдесят три года. Один рассказ написан в апреле, другой в мае 1944 года, при этом оба пронизаны совсем не весенними сентиментальными чувствами, осенним настроением и ностальгией по Родине. Осень — время, благодарное для поэта (а Бунин, получивший Нобелевскую премию за прозу, как известно, писал и стихи), но что касается печали и прочих прощальных чувств, то их он испытывал и в более юные годы, — в сорок лет он написал: «Какая сладость все, что прежде/ Ценил так мало, вспоминать! / Какая боль и грусть — в надежде/ Еще одну весну узнать!». В поздних рассказах, которые стали основой нового спектакля Погребничко, надежд на новую весну уже нет, зато память вновь и вновь возвращает воспоминания далёкой юности.
Погребничко не мастер рассказывать истории, вернее, конечно, он — мастер, большой, может, правильней сказать, что Погребничко великий мастер не рассказывать истории, то есть увлекать не сюжетом, приключенческим или мелодраматическим, — он мастер погружать своих зрителей в состояния, в той или иной мере знакомое каждому. Поэтому сентиментальные рассказы зрелого мастера Бунина в спектакле зрелого мастера Погребничко мирно соседствуют со строчками Пастернака из «Поэмы о ближнем» и рассказом о битве при Фермопилах в исполнении Александры Толстошевой, так естественно возникающем на фоне побережья, обозначенного колоннадой набережной и видео мирного морского прибоя. Два своих рассказа Бунин написал на Лазурном берегу, где и думал, и мечтал, и вспоминал о России — тот холодный осенний вечер. Спектакль так и называется — «Только тот холодный осенний вечер», упомянутый как незначащее эротическое приключение в одном из рассказов.
Спектакль Погребничко, как всегда, располагает к размышлениям о вечном. О том, например, что время конечно и одновременно, как Вселенная и как пространство, оно бесконечно, оттого и возможным становится соседство не стёршихся из памяти воспоминаний о, казалось, не значащем свидании с проституткой, в роли которой выходит Элен Касьяник, и уже упомянутых, куда более древних Фермопил. Вечны — только чувства, из которых, возможно, самое сильное — чувство Родины, без которой казалось будет трудно, а оказалось — невозможно жить.