«Только тот холодный осенний вечер»

  • 26 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В театре ОКОЛО Дома Станиславского Юрий Николаевич Погребничко выпустил премьеру, в основе которой — два рассказа Бунина, написанных в конце Второй мировой войны; писателю тогда было семьдесят три года. Один рассказ написан в апреле, другой в мае 1944 года, при этом оба пронизаны совсем не весенними сентиментальными чувствами, осенним настроением и ностальгией по Родине. Осень — время, благодарное для поэта (а Бунин, получивший Нобелевскую премию за прозу, как известно, писал и стихи), но что касается печали и прочих прощальных чувств, то их он испытывал и в более юные годы, — в сорок лет он написал: «Какая сладость все, что прежде/ Ценил так мало, вспоминать! / Какая боль и грусть — в надежде/ Еще одну весну узнать!». В поздних рассказах, которые стали основой нового спектакля Погребничко, надежд на новую весну уже нет, зато память вновь и вновь возвращает воспоминания далёкой юности.
«Только тот холодный осенний вечер»
Погребничко не мастер рассказывать истории, вернее, конечно, он — мастер, большой, может, правильней сказать, что Погребничко великий мастер не рассказывать истории, то есть увлекать не сюжетом, приключенческим или мелодраматическим, — он мастер погружать своих зрителей в состояния, в той или иной мере знакомое каждому. Поэтому сентиментальные рассказы зрелого мастера Бунина в спектакле зрелого мастера Погребничко мирно соседствуют со строчками Пастернака из «Поэмы о ближнем» и рассказом о битве при Фермопилах в исполнении Александры Толстошевой, так естественно возникающем на фоне побережья, обозначенного колоннадой набережной и видео мирного морского прибоя. Два своих рассказа Бунин написал на Лазурном берегу, где и думал, и мечтал, и вспоминал о России — тот холодный осенний вечер. Спектакль так и называется — «Только тот холодный осенний вечер», упомянутый как незначащее эротическое приключение в одном из рассказов.
Спектакль Погребничко, как всегда, располагает к размышлениям о вечном. О том, например, что время конечно и одновременно, как Вселенная и как пространство, оно бесконечно, оттого и возможным становится соседство не стёршихся из памяти воспоминаний о, казалось, не значащем свидании с проституткой, в роли которой выходит Элен Касьяник, и уже упомянутых, куда более древних Фермопил. Вечны — только чувства, из которых, возможно, самое сильное — чувство Родины, без которой казалось будет трудно, а оказалось — невозможно жить.

Последние выпуски программы

«Ромео и Джульетта»

Не будучи балетным критиком — как говорится, вообще и никогда, — я, как говорится, не могу молчать и не отозваться на премьеру «Ромео и Джульетты» в Большом театре, на очередное возобновление балета Леонида Лавровского, возвращённого на историческую сцену Большого театра народным артистом СССР, великим танцовщиком и хореографом, и сыном Леонида Лавровского Михаилом Лавровским.

«Собачье сердце»

Модный режиссёр, он же — автор инсценировки Антон Фёдоров выпустил в московском ТЮЗе спектакль «Собачье сердце». На сайте театра в связи с этим предлагают вспомнить, что когда-то «Собачье сердце» поставила на этой самой сцене Генриетта Яновская, ставший её первым спектаклем-визитной карточкой и нового худрука, и нового театра.

«Клоуны»

В театре бытует мнение, что спектакль начинает жить полноценной жизнью примерно на 10-12-м представлении. Премьеру «Клоунов» в театре ОКОЛО Дома Станиславского сыграли в минувшем октябре, так что время смотреть спектакль уже пришло и можно безбоязненно его рекомендовать, имея в виду то ещё, что «Клоуны» — из тех спектаклей, где для успеха многое должно сойтись….