«Лубянский гримёр»

25 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Новый театр — да, именно так он и называется — Новый театр Эдуарда Боякова, объявивший большие планы на сезон и, как говорится, на ближайшую пятилетку, открылся иммерсивным спектаклем. «Лубянский гримёр», в основе которого — известный рассказ Николая Лескова «Тупейный художник», зрителям старшего поколения действительно известный с детства, поскольку в каком-то виде он в советское время входил в школьную программу. На официальном сайте Нового театра можно заранее прочесть, что публике предстоит стать свидетелем спектакля про ужасы крепостничества и бесправных актеров, про святость и пороки крепостного театра. На самом деле каждому зрителю здесь предлагается два зрелища. Первое — уже упомянутый сюжет из жизни крепостного театра, иммерсивный спектакль, по-русски, говоря — бродилка, когда каждая следующая сцена разворачивается в новом пространстве. Второе — это путешествие по сумрачным залам усадьбы Салтыковых-Чертковых на Мясницкой, знаменитому московскому особняку, неплохо сохранившемуся, а главное — благодаря продуманному театральному освещению — ставшему подходящей площадкой для эффектного начала нового театрального дела.
Эдуард Бояков — личность в театре не просто известная. Именно он создал когда-то фестиваль и премию «Золотая маска» в том виде, в каком она существует вот уже четверть века, причем не как источник нынешних регулярных скандальных сюжетов, а как модель. После «Маски» Бояков придумал театр «Практика» — как площадку, где будут ставить современную драматургию, одинаково интересную и олигарху, и студенту, которым — и тем, и другим — будет удобнее, если спектакль начинается не в семь, а в восемь вечера, а длиться недолго — час с хвостиком, максимум — полтора часа, чтобы потом можно было вернуться на работу или поехать дальше — в клуб или домой, готовиться к завтрашним парам. Потом он возглавил МХАТ имени Горького, а потом, то есть теперь — создал Новый театр, куда привел в том числе и тех, с кем успел поработать во МХАТе. В планах Нового театра, кстати, возвращение «Лавра» по роману Евгения Водолазкина, совсем скоро обещают сыграть премьеру мольеровского «Скупого», на стенах, пока было время осмотреть их, путешествуя по особняку, развешаны афиши с анонсами «Вишневого сада». Но начать решили с ныне модного в России иммерсивного жанра.
Станиславскому приписывают слова, что для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее.
Применительно к иммерсивному театру до сих пор у нас получалось, что в нём можно играть хуже, но это простится, поскольку вместо хорошей игры публике предлагают путешествие по полутемным комнатам, в одной из которых хотя бы одна актриса будет решительно раздета.
При этом в «Лубянском гримере» по мотивам «Тупейного художника» сочиняется сложный сюжет, поскольку актриса крепостного театра, которую можно назвать героиней рассказа Лескова, становится бабушкой Основателя театральной системы, а начинается спектакль и вовсе как экскурсия по особняку, которую начинает вполне сегодняшний экскурсовод, вроде тех, что по выходным рассекают по московским улицам и переулкам с микрофоном на шее и пачкой фотографий тех же улиц 50-ти или столетней давности. В эту сложную конструкцию добавляется представление индийской сцены «Сакунтала», во время которой публика имеет полное право позабыть и про тяготы и лишения крепостных русских артистов, и про мечты Основателя театральной системы, который в первые минуты спектакля на вопрос «Каким будет театр, который ты затеваешь?» отвечает, что знает, каким он не будет: «Он не будет скучным, самовлюбленным и безбожным».
А дальше… Когда за крепостной театр отвечает много лет прослужившая примой в доронинском МХАТе Татьяна Шалковская, — это понятно. И в этом можно усмотреть даже скрытую иронию создателей Нового театра. В других же случаях, отмечая, как строго следуют авторы уже сложившимся в Москве канонам для таких иммерсивных зрелищ, всё же думаешь, что иронии или, даже скорее, легкой веселости авторам и создателям Нового театра недостаёт. А сколько тут можно было найти поворотов для самоиронии, — кому, как не Боякову, знатному Карабасу Барабасу нашего театра, должны быть знакомы и понятны проблемы крепостного театра?! Впрочем, дело новое, молодое, а веселость — случается — приходит не сразу, не с первых шагов.

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.