Он уехал из предвоенного Петербурга, а вернулся уже в Ленинград образца 1962-го. Трансатлантический гений, икона стиля и законодатель музыкальной моды 20 века. Игорь Стравинский.
«Я хочу вам что-то сказать… Ровно 70 лет назад я сидел в этом зале в первый раз с моей матерью и слушал Чайковского концерт, которым дирижировал Направник. Это было через две недели после смерти Чайковского. А сегодня я в первый раз в этом зале сам дирижирую, и это для меня большущий праздник».
Земной путь композитора, дирижёра и пианиста Игоря Стравинского был долгим, но даже за 2 года до 90-летия, накануне смерти он не считал себя стариком. Его рабочий день длился по 10-12 часов, и в итоге почти 8 000 страниц партитур. Каждая из них не просто принадлежит истории, это сама история. Он жил «con Tempo», в ногу со временем.
Сначала импрессионизм по-русски, потом классицизм с приставкой нео, а в конце — джаз и додекафония. Маэстро «тысяча одного стиля» менял города, страны, континенты и завоёвывал их. Его «Петрушка» покорил гламурный Париж лаптями и пародийным лубком, консервативная Лозанна не устояла перед язычеством «Весны священной», а Нью-Йорк овациями встречал оперу «Похождение повесы» и эксперименты в жанрах симфонии, концерта и хоровой музыки.
Он успевал всё. Путешествовал по миру, коротал вечера за бутылкой виски с Равелем и Прустом, Отто Клемперором и Чарли Чаплином, причём со всеми говорил на их родном языке — французском, немецком и английском. Был очень образован, интересовался философией, математикой, психологией, обожал кино, дорогие автомобили и одежду класса люкс. А еще красивых женщин. До сих пор биографы спорят: был ли у него роман с Коко Шанель? И это при росте в 160 сантиметров! Но при чём здесь рост и голова, похожая на яйцо, большой кривой нос и ранняя лысина? От волевого худощавого лица Стравинского, изборождённого глубокими морщинами, невозможно оторваться — его мужская энергетика покоряет не меньше, чем его талант. Даже на старых чёрно-белых фотографиях.
На вопрос «Кто самый влиятельный композитор в истории музыки?» профессионалы в разное время отвечали по-разному, но за лидерство, как правило, боролись двое — Бах и Моцарт. В 21 веке ситуация изменилась. Если немецкий кантор оказался непотопляем, то Вольфганг Амадей, по версии английского журнала BBC Music, уступил место Игорю Стравинскому. Почему? Ответы в 15 табулах, посвященных жизни и творчеству нашего с вами соотечественника, подданного США и Франции, а по сути гражданина мира, космополита и музыкального интернационалиста Игоря Стравинского.