На видео двое немолодых мужчин лихо пьют шотландский виски из одного стакана и не закусывают. Говорят на миксте из французского, немецкого, английского и русского. Лысый старик крошечного роста в белой рубашке и огромных очках — Игорь Стравинский, ему за 80. Собутыльнику явно меньше. Он высокий, статный, в дорогом костюме. Красивое породистое лицо с холодными глазами и шапкой седых волос, непроницаемо.
Знакомьтесь, это Николай Набоков, друг Стравинского по Дягилевским сезонам и двоюродный брат писателя Владимира Набокова. Хоть у него и нет своей «Лолиты», он автор множества забытых сейчас опер и балетов. А еще — офицер ЦРУ, сражавшийся с Советским Союзом на полях культурной войны. Он отвечал за промывку мозгов наивной молодёжи и интеллигенции. Делал это безжалостно и умно, возглавляя «Конгресс за свободу культуры» — богатейшей организации, созданной ЦРУ после Второй мировой и существовавшей на её деньги. На слова о либеральных ценностях уже тогда покупались лучшие из лучших и получали заказы, спонсоров, пиар-поддержку, приглашения на художественные выставки и фестивали.
С сочувствующими коммунизму расправлялись с помощью шантажа и запретов. Мысль о том, что авангард и есть настоящая свобода творчества, стала внедряться в социум именно тогда. И вот уже престарелый Стравинский, обвинённый в консерватизме, осваивает додекафонию. В качестве бонуса — щедрые заказы от «Конгресса». За 9-ти минутные «Движения» для фортепиано с оркестром маэстро получит 15 000 долларов! Сумма колоссальная для конца 50-х. Заплатил якобы один сумасшедший богач, но посредником-то был Набоков, имевший доступ к закромам ЦРУ.
Знал ли композитор о связях своего друга с самой зловещей спецслужбой мира? Музыковеды стыдливо умалчивают, но, когда в середине 60-х снимали видео с шотландским виски, он точно знал.
В тот год в американской прессе разразился страшный скандал. Опубликовали подробное расследование о связи «Конгресса» и его главы со шпионским ведомством, но маэстро это вряд ли смутило. Он давал концерты в Германии, когда нацисты объявили холокост и уже создали концлагеря. Он симпатизировал Муссолини, несколько раз играл для него в Италии, дарил дуче подарки, а однажды на авторском вечере исполнил фашистский гимн. Самый богатый композитор XX века был рабом денег. И, как настоящий либерал, свято верил — «деньги не пахнут».