Табула пятая. Провал, ставший триумфом

  • 29 ноября 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
30 мая 1913 года, 2 часа ночи, Булонский лес. Густой аромат цветущей акации, мокрое от слёз лицо Дягилева и побелевшее от гнева — Стравинского. Накануне в театре Елисейских полей оглушительным провалом закончилась очередная парижская премьера антрепризы «Русские сезоны». Балет «Весна священная» сорвал покровы стыдливости с грации и красоты, узаконенные еще богиней Терпсихорой.
«Сумбур» вместо музыки и хореография, забывшая о классических «па», разделили публику на консерваторов и модернистов. После того, как между ними началась потасовка, полсотни человек оказались практически без одежды. Их забрала полиция, остальная пара тысяч французских эстетов «продолжала неистово визжать и свистеть, топать ногами и плевать друг другу в лицо». Но автор этого уже не увидел. Игорь Стравинский покинул зал задолго до окончания спектакля и через три дня после скандала заболел тифом. «Что это, если не кара Всевышнего за пропаганду язычества?», — сказали бы мистики.
Но композитор в приметы не верил, хотя древнерусские обряды его интересовали. Не исключено, что не без влияния приятеля Николая Рериха — художника и любителя археологии, знатока истории славян. Именно он написал либретто и создал костюмы самого яркого и самого необузданного детища маэстро.
Старцы в белых одеждах сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую принесут в жертву богу весны. Музыка — сама дерзость, вызов и гипноз, экспрессия и магия в одном флаконе. Уже через год композитора на руках пронесут через весь Париж, «Весну священную» назовут главным открытием 20-го века и будут сравнивать с Девятой симфонией Бетховена. А пока хореограф Нижинский стоит на стуле за кулисами и охрипшим голосом кричит: сет, нуит, нёф, 7, 8, 9. Он отсчитывает такт, чтобы кордебалет не разошелся с партитурой.
Со дня премьеры прошло больше века, современные танцовщики уже не нуждаются в метрономе, ритмические трудности для них остались в прошлом. А для нас «Весна священная» стала близкой и абсолютно понятной? Или до сих пор мы повторяем слова сыновей Римского-Корсакова: «Наш Игорь совсем с ума сошел, он предал папу, который научил его всему, предал русское искусство».

Последние выпуски программы

  • 1 декабря 2022

Табула двенадцатая. Злой гений

Знаменитое видео конца 50-х. За роялем плечом к плечу сидят двое в огромных очках с толстыми линзами. Узнаваемая яйцевидная лысая голова выдаёт Игоря Стравинского. Ему 75. Рядом — молодой человек с худым лицом, острым носом и тонкими ниточками плотно сжатых губ. Это Роберт Крафт.

  • 28 ноября 2022

Табула одиннадцатая. Новый Свет

В сентябре 1939 года роскошный океанский лайнер «SS Manhattan» отчалил из Гаврского порта. Пункт назначения — город Нью-Йорк. Судно экстра-класса переполнено настолько, что в элитных одноместных каютах размещают по 6 пассажиров. Среди гудящего человеческого улья — Артуро Тосканини и Игорь Стравинский.

  • 27 ноября 2022

Табула десятая. Любовь, похожая на сон

«Было или нет?» — гадали современники. Потомки, изучающие историю по кинофильмам, даже не сомневаются — было. Они видели на экране, как икона стиля Коко Шанель и русский композитор Игорь Стравинский любили друг друга.