Не только музыка: колоннада Большого театра
13 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Большой театр знаменит не только своей богатейшей историей, немалый интерес вызывает его легендарное здание, отмеченное знаменитой колоннадой, у которой многие москвичи и гости столицы не раз назначали встречи. Изначально та самая колоннада была сделана из известняка, подмосковного камня, широко применявшегося еще в древней Москве. Известняк использовался при постройке Кремля, стен Белого города, церквей и колоколен.
Этот камень, обладая ровной, без раковин, поверхностью, отличается важным декоративным свойством — наличием собственного оттенка, например, палевого, желтого или розового; колонны Большого имели бело-желтый цвет. Но есть у него и одно неудобное качество — пористость, из-за которой известняк хорошо впитывает влагу, со временем накапливающуюся и оказывающую разрушительное воздействие, причем и внешнее, и внутреннее. Для предотвращения этого под основание колонн Большого театра строители прошлых эпох подкладывали бересту, выполнявшую роль своеобразной защиты от воды. Но со временем и береста перестала помогать. Ведь где влажность, там и соль. За полтора века это химическое соединение порядком испортило внешний вид колонн. Прибавьте сюда еще экологическую обстановку в Москве, перепады погоды — сколько испытаний выпало на долю колоннады Большого театра!
На поверхности колонн проступили крупные серые пятна — следы испарения соли, так называемые на языке специалистов-реставраторов «высолы». Серьезные изменения произошли и в структуре колонн, что и было отмечено учеными во время последней реставрации театра в 2010 году. Появились большие и глубокие трещины. К началу нашего 21-го века более трети всей площади колонн нуждалось в обновлении и обессоливании. А лечение колонн от соли — весьма сложный процесс, им, как и людям, ставят компресс, для чего колонну укутывают пленкой, под которую кладут целлюлозу и глину. Такой компресс нельзя снимать две недели. Благодаря бережным усилиям реставраторов знаменитая колоннада Большого театра получила второе рождение.