Марк Эрмлер и его «лодочка»
3 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Очень уважали в Большом театре Марка Фридриховича Эрмлера. И как выдающегося дирижера, и как хорошего бильярдиста. Выбрать профессию дирижера посоветовал ему отец –кинорежиссер Фридрих Эрмлер. Сын в начале карьеры даже сыграл в фильме, поставленном его отцом — «Неоконченная повесть» — помните эпизод, где героиня Элины Быстрицкой сидит в филармонии и слушает музыку, так вот, на сцене именно молодой Марк Эрмлер дирижирует симфонией Чайковского. Роль свою он исполнил блестяще, что неудивительно — уже шестнадцатилетним мальчишкой Марк дирижировал симфоническим оркестром.
Все в нем завораживало: аристократическая внешность, потрясающая работоспособность, породистая красота (которую подчеркивала копна рано поседевших волос). В Большом театре он прослужил почти полвека (принят был по конкурсу в 1956 году, сразу после ленинградской консерватории). На его счету более двух тысяч продирижированных балетных и оперных спектаклей, в т. ч. поставленных им — «Иоланта», «Каменный гость», «Ифигения в Авлиде» и другие. Как самый репертуарный дирижер он останется в истории Большого театра. Закономерный итог его долгой карьеры — руководство оркестром, который он возглавил в конце 1990-х годов.
Как редкое для дирижера качество ценили артисты в Эрмлере то, что он никогда не экспериментировал над артистом: «Ни в угоду обстоятельствам, ни тем более в угоду собственным амбициям. Маэстро всегда щадил самолюбие артиста и умел непублично, с глазу на глаз, дать и деловой, и дружеский совет», — отмечает Тамара Синявская. У Эрмлера был своеобразный жест за дирижерским пультом — ладонь, вытянутая в форме лодочки: «Маэстро словно бы протягивал певцу удачно взятую ноту — полновесную, сочную, как наливное яблоко, — и предлагал, искусно приглушая звучание оркестра, немного задержаться на ней, дать насладиться всему театру глубиной и богатством этой ноты», — вспоминают современники.