«Маскарад» Мейерхольда
7 мая 2017
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В этом году исполняется 100 лет революции в России. В артистическом же мире она началась с постановки Всеволода Мейерхольда «Маскарад» на музыку Александра Глазунова.
Ирина Кленская: «Русская революция началась с „Маскарада“. 25 февраля 1917 года — премьера драмы Лермонтова в постановке Мейерхольда. Музыка Александра Глазунова. Художник спектакля — Александр Головин. Обстановка тревожные, но люди все равно шли в театр…»
Александр Васькин: «И какие люди! Спектакль должен был быть поставлен к 100-летию со дня рождения Лермонтова, то есть в 1914 году. За два года до этого Мейерхольд стал репетировать. Шесть лет продолжалась работа над спектаклем. В театральных журналах того времени писали: „Что будут говорить через 100 лет о ‚Маскараде‘? Только то, что его ставят-ставят и никак не могут поставить“. Главные роли Мейерхольд отдал главным актерам Александринки. Арбенина играл Юрьев, его жену Нину — Рощина-Инсарова. По сути этот спектакль намечался как бенефис Юрьева на сцене. 25 лет на сцене»
Ирина Кленская: «Юрьев всю жизнь носил кольцо с монограммой Николая II. Он считал, что этот царь спасет отечество…»
Александр Васькин: «Мейерхольд, который уже тогда был известен, как театральный экспериментатор, ставит по-своему"Маскарад» — самый дорогой спектакль своей эпохи. Головин все шесть лет занимается его оформлением, ездит в Париж, Лондон, выбирает ткани. Он же занимается сценографией»
Ирина Кленская: «Несколько тысяч эскизов сделал Головин! Невероятной красоты и пышности спектакль. Сверкали эполеты, сверкали наряды дам в зале, великие князья наполняли зал. А в это время смотрите, что происходит…»