Владимир Дешевов — царскосельский музыкант-вундеркинд

17 декабря 2017
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Передача посвящена композитору, автору музыкально-сценических произведений на революционную тему Владимиру Дешевову.
Большинство произведений Дешевова остались в архивах, многое не сохранилось. Систематическое изучение его наследия только начинается.
Владимир Дешевов вышел на музыкальную арену практически во время октябрьской Революции. Он учился в Санкт-Петербургской консерватории у Лядова, Штейнберга и закончил её в 1914 году. Уже через три года произошла революция, которая очень многое изменила, в частности, и в художественных приоритетах. Индустриализация как главная хозяйственная задача страны вызывала желание отобразить ее в звуках, создать искусство, созвучное ее масштабу, заявить о высшей ценности новых, невиданных и сулящих большие перемены звуках. Так возник музыкальный «конструктивизм».
Дешевов был в русле всего этого. Он автор одного из первых советских балетов «Красный вихрь», а также оперы «Лед и сталь» на сюжет о событиях Кронштадтского восстания (1930). В 1926 написал фортепианную пьесу «Рельсы» — одно из первых в советской музыке воплощений индустриальной, «машинной» романтики.
Но в 30-е годы Дешевов ушёл в область музыки прикладной. Да и многие его коллеги были вынуждены как-то умерить свой новаторский пыл.

Последние выпуски программы

Какой же будет он новый — 1917 год?

Ирина Кленская и Александр Васькин рассказывают о праздновании Нового — 1917 года.

Я помню вальса звук прелестный

Вальсы, которые были популярны в начале века, вальсы, под которые танцевали, вальсы, которые иногда дарили не только радость, но и грусть, и воспоминание...

Михаил Матюшин: «Музыку можно слышать и видеть». Передача вторая

Вторая передача, посвященная одному из лидеров русского авангарда первой половины ХХ века, композитору Михаилу Матюшину.