Эльф за роялем

  • 9 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Эльф за роялем
Прорвались слева звуки-чародеи,
Запела воля вскликом слитых воль.
И светлый эльф, созвучностей Король,
Ваял из звуков тонкие камеи,
И толпы шли. И был певучим гром,
И человеку Бог был двойником!
Эту поэтическую рецензию написал Константин Бальмонт, опьянённый талантом Александра Скрябина, и не только как композитора. Сохранились воспоминания современников о Скрябине-пианисте: «маг и волшебник, виртуоз с совершенной техникой, мощью и красочным звуком, лучший исполнитель своей музыки». Но были и другие отзывы: «Нет ни техники, ни силы, ни чувства ритма. Игра нервная, временами неясная». Так где же истина? И как в 21-м веке сложить единый пазл из противоречий ушедшего столетия?
Шуринька ещё в юности назначил себя первым пианистом, забыв об изящных маленьких руках, не позволявших играть значительную часть репертуара, и ногах, которые едва доставали до педалей. Но ведь он каким-то образом не просто окончил Московскую консерваторию, но получил золотую медаль как пианист! Неужели по блату?
Все знали, что Скрябин — любимчик ректора Василия Сафонова. Тот ценил его за утончённую изысканность и говорил: «Не смотрите на его руки, смотрите на его ноги!» Имелась в виду педаль — Скрябин брал её вопреки правилам и законам акустики. Она окутывала звуки слоями каких-то странных обертонов, которых никто после него не мог воспроизвести. Но вот техника…
Ему не давалась фантазия Балакирева «Исламей», которую с блеском играл его соперник Иосиф Левин. И он ринулся на штурм труднейшей пьесы. В итоге переигранная правая рука, и в 20 лет страшный диагноз. Из записных книжек: «Судьба посылает мне препятствие к достижению славы, настроение самое мрачное». Он, который дерзнёт бросить вызов творцу и возомнит себя Мессией, в это время каждый день ходит в церковь и молится, прося всевышнего о помощи.
И она придёт. Музыкант будет гастролировать и в России, и за рубежом до самой смерти, а в 1910-м даже запишется на новомодном механическом пианино. Слушайте эти записи и решайте сами, каким же пианистом был Александр Скрябин.

Последние выпуски программы

  • 21 мая 2022

Агнец пламенный

«Поэма огня» ещё до премьеры стала сенсацией: огромный оркестр с расширенной медью, а ещё загадочный Luce — партия света, выписанная в партитуре.

  • 14 мая 2022

Поэма экстаза

После премьеры в 1909 году в Москве и Петербурге Скрябина открыто станут называть сумасшедшим, или как тогда говорили, «трёхнутым». Но его это уже не заденет.

  • 7 мая 2022

Музыкальная дуэль Скрябина и Рахманинова

Почти погодки, Рахманинов и Скрябин были не похожи во всём. Оба амбициозны, но у Скрябина по-женски изящные руки, в отличие от огромных рахманиновских, которым всё подвластно.