Табула четвёртая. Космос как предчувствие

Выпуск 4
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Первый полёт человека в космос стал звёздным часом не только для советской науки, но и искусства. Министерство культуры решило осветить историческое событие и привлекло к масштабной кампании многих молодых авторов. Среди избранных оказался и аспирант Московской консерватории Альфред Шнитке. Партитура «Поэма о космосе» рождалась на эмоциональном и творческом подъёме. Шнитке искал необычную тембровую палитру и экспериментировал с электроинструментами.
Однако комиссия сочла сочинение «музыкальным хаосом», недостойным исполнения. После такого разгрома Альфред спрятал ноты подальше от глаз и задумался над тем, стоит ли ему продолжать работать в заданном направлении. Идея записаться в группу молодых композиторов, изучающих принципы работы синтезатора нового поколения, казалась теперь не столь очевидной. Название аппарата — АНС — совпадало с первыми буквами имени, отчества и фамилии Александра Николаевича Скрябина — любимого композитора ещё с ранней юности.
Табула четвёртая. Космос как предчувствие
Когда Альфред узнал, что другой его кумир — живая легенда авангарда, итальянец Луиджи Ноно заинтересовался АНС, сомнения отпали, и Шнитке присоединился к проекту. Альфред был поражён возможностями синтезатора: он мог делить музыкальный строй не на 12 полутонов, а на 72, генерировать скрежет железа и рёв мотора, подражать звукам природы. Так называемой «партитуре» в виде стекла, покрытого чёрной краской, можно было доверить самые смелые композиторские фантазии.
По прошествии двух лет обучения Шнитке представляет «отчётную» работу — композицию «Звуковой поток». В опусе всего одна нота. Она возникает как бы из небытия, завораживая холодной отстранённостью от земной суеты. Музыкальная точка — молекула медленно расщепляется на обертоны-атомы. В момент кульминации они собираются в мощный тембровый «узел». Напряжение растёт за счёт вибраций. Звуковой взрыв кроит партитуру на шумовые осколки. Они рассыпаются, и наступает тишина.
Шнитке не вынес на публику своё необычное сочинение. О творческой «вспышке» композитора его поклонники узнали лишь через двадцать лет. «Звуковой поток» попал на пластинку фирмы «Мелодия» — чёрный винил крутился вокруг оси 6 минут, погружая слушателей в состояние невесомости.

Последние выпуски программы

Табула восьмая. Семейная полистилистика

Быть женой гения — не только щедрый подарок свыше, но и тяжёлый каждодневный труд. Ирина Шнитке… Красивая стройная блондинка с копной волос, уложенных в модный пучок как у Брижит Бардо, старается не привлекать к себе внимания коллег и друзей мужа.

Табула седьмая. Стеклянная мозаика

В период брежневского застоя «Мосфильм» непосвящённым казался фабрикой грёз: каждый день у входа в киностудию толпились молоденькие девушки в надежде перехватить кого-то из звёзд советского экрана, чтобы выпросить дарственную надпись на клочке бумаги. Приходящего сюда на работу Шнитке никто не замечал.

Табула шестая. Музыкальный взрыв

Послевоенная Вена встречала приезжих руинами некогда величественных памятников архитектуры. Пострадавшая от бомб Staatsoper ощетинилась разбитыми окнами. Но для австрийцев театр по-прежнему оставался национальной гордостью, чья сцена знавала музыкальные триумфы венских классиков.