Табула пятая. Антисимфония

Выпуск 5
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Филармонический вечер вот-вот начнётся. Публику просят пройти в зал и занять свои места. На сцену друг за другом выходят артисты оркестра, на ходу настраивая инструменты. Зрители с недоумением перешёптываются, выясняя причину опоздания музыкантов. Из-за кулис выглядывает дирижёр и почти вприпрыжку направляется к пульту. Оркестр и ухом не ведёт при виде руководителя и продолжает «шуметь» сам по себе. Постояв секунду с опущенными руками, не пожав по традиции руку первой скрипке, маэстро взмахивает дирижёрской палочкой, мгновенно переключив внимание на себя.
Зрители восприняли его жест как начало концерта. И ошиблись. Он начался с момента появления на сцене первого артиста. Кто придумал этот розыгрыш? Альфред Шнитке. Зачем? «В своей Первой симфонии я старался выразить всё, что думаю о музыке — о симфонической форме, музыкальной технологии», — признавался композитор. На деле от классической симфонии не осталось ничего, кроме привычных четырёх частей. Но автор затруднился определить форму, в которой написана каждая из них.
Табула пятая. Антисимфония
Вместо главной темы — набор цитат из сочинений композиторов прошлых веков: Чайковского и Бетховена, Шопена и Гайдна… Известные мелодии ломаются в середине фразы, уступая место авторским фрагментам, определёнными самим Шнитке как «всякая всячина». Кто возьмётся исполнить произведение, которое первоначально Шнитке назвал «Антисимфонией»? Тот, кому композитор его посвятил — дирижёр Геннадий Рождественский.
Трудности возникли на стадии согласования места и даты первого исполнения опуса. В Москве и Ленинграде под разными предлогами отказалось предоставить залы для исполнения столь необычного сочинения. Рождественский поехал на переговоры в Горький. Там потребовали рекомендательное письмо из Союза композиторов. Родион Щедрин, пролистав партитуру, похвалил её и подписал нужную бумагу, одним росчерком пера решив судьбу Первой симфонии.
9 февраля 1974 года территорию вокруг горьковской филармонии оцепили наряды милиции. Они сдерживали толпу людей, пытавшихся прорваться в зал без билетов. Концерт собрал аншлаг. Однако на следующий день местная газета разразилась критикой в адрес Шнитке: его назвали хулиганом, устроившим хаос на сцене. Первая симфония попала в «чёрные» списки: в столице её впервые исполнили через десять с лишним лет. К тому моменту Шнитке уже был «иконой» советского авангарда.

Последние выпуски программы

Табула восьмая. Семейная полистилистика

Быть женой гения — не только щедрый подарок свыше, но и тяжёлый каждодневный труд. Ирина Шнитке… Красивая стройная блондинка с копной волос, уложенных в модный пучок как у Брижит Бардо, старается не привлекать к себе внимания коллег и друзей мужа.

Табула седьмая. Стеклянная мозаика

В период брежневского застоя «Мосфильм» непосвящённым казался фабрикой грёз: каждый день у входа в киностудию толпились молоденькие девушки в надежде перехватить кого-то из звёзд советского экрана, чтобы выпросить дарственную надпись на клочке бумаги. Приходящего сюда на работу Шнитке никто не замечал.

Табула шестая. Музыкальный взрыв

Послевоенная Вена встречала приезжих руинами некогда величественных памятников архитектуры. Пострадавшая от бомб Staatsoper ощетинилась разбитыми окнами. Но для австрийцев театр по-прежнему оставался национальной гордостью, чья сцена знавала музыкальные триумфы венских классиков.