Ла Скала

Выпуск 25
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Teatro alla Scala. Это здание, стоящее на площади того же имени, удивительным образом избежало огня, и если бы не бомбардировки Второй мировой, дошло бы до нас в первозданном виде. «Выхожу из Скала. Даже вообразить невозможно что-либо более величественное, более роскошное, более впечатляющее, чем все его архитектурные формы», — писал Стендаль в своих записках. Появлением одного из мифических мест Милан обязан австрийской императрице Марии-Терезии. Театр неоклассической архитектуры с фронтоном, рядом полуколонн и порталом для въезда карет возвели на месте церкви Санта-Мария-алла-Скала, откуда и пошло название. К открытию его в 1778 году Антонио Сальери специально написал оперу Признанная Европа. 
Ла Скала
Но вернемся к Стендалю. «Я считаю Скала первым в мире театром, ибо его музыка доставляет больше всего удовольствия», — писал он тогда, и вряд ли с тех пор многое изменилось. Ла Скала — это театр имен и эпох. Эпоха Россини, Беллини, Доницетти, раннего и позднего Верди, который обиделся на Ла Скалу, но 20 лет спустя всё равно вернулся туда (в это здание в центре Милана) со второй редакцией Силы судьбы. По количеству важнейших мировых премьер этой сцене нет равных: Норма, Мария Стюарт, Набукко…
И еще это театр взлетов и падений, невиданных страстей. Здесь в 1904 году с треском провалилась премьера Мадам Баттерфляй (или, может быть, ее провалила клака?). Здесь яростно соперничали главные примадонны своего времени Тебальди и Каллас, железной рукой наводил порядок Тосканини. Отсюда, хлопнув дверью, навсегда ушел Мути. Даже сезон здесь начинается не так как у всех, а всегда в один и тот же день — 7 декабря, в праздник святого Амвросия, покровителя города. Традиция, кстати не очень старая и была заложена в 1951 году маэстро де Сабата. На счастье. И именно, 7 декабря 1951 года, в день премьеры Сицилийской вечери своего первого миланского триумфа добилась Каллас.

Последние выпуски программы

Байройтский театр Вагнера

Эта постройка – воплощение самых смелых фантазий, «мегапроект одного человека», занимавший Вагнера с юности. «Для своих произведений я хотел бы иметь полностью собственный театр», - писал Вагнер своему королю.

Сиднейский оперный театр

Английская королева сказала о нем: «Человеческий дух нуждается иногда в крыльях и парусах, он нуждается в чём-то не просто утилитарном или банальном»...

Венская филармония, Музикферайн

Само здание составляет уже часть мифа. Кариатиды, барельефы, детали греческих храмов. Взирающие с плафона зала Аполлон и музы. На фронтоне фасада вечный Орфей…