Венская филармония, Музикферайн
Выпуск 27
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Само здание составляет уже часть мифа. Кариатиды, барельефы, детали греческих храмов. Взирающие с плафона зала Аполлон и музы. На фронтоне фасада вечный Орфей…
Для строительства зала пригласили датского архитектора Теофила фон Хансена, который долгое время прожил в Афинах. Античность была его стихия. Открытие здания, исполненного классической гармонии, состоялось в январе 1870 года. К этому времени филармония уже, впрочем, существовала. Она стала складываться еще в 1812 году, когда в разгар наполеоновских войн группа венских меломанов решила дать благотворительный концерт в пользу жерств Аспернской битвы, одной из первый неудач Бонапарта. В обстановке партиотического подъема родилось Венское общество любителей музыки, Музикферайн.
Новый зал сразу поразил всех своей акустикой, причину которой и сейчас приписывают гармонии музыки и архитектуры, а также декора, своим сложным рельефом создающего оптимальную среду. Здесь выступали Лист, Брукнер и Штраус, прошло немало премьер музыки Брамса. Да и сам он руководил филармонией, правда, не долго, успев, тем не менее остаться для зала своим человеком. Теперь его имя носит второй после Золотого зал — Brahms-Saal. В 20-м веке за право руководить Музикферайном соперничали новые титаны Фуртвенглер и фон Караян.
А в 1939 году в зале Венского музыкального общества появилась традиция проводить ежегодные Новогодние концерты. В течение 40 лет этими выступлениями руководили австрийцы, а теперь каждый год для исполнения бодрых мелодий приглашается кто-нибудь из самых известных дирижеров мира. Кстати, в первый раз вальс прозвучал здесь в день открытия зала, на балу сыграл его автор Иоганн Штраус. Вот, откуда пошли эти вальсы! Ну и конечно, новогодний, как и другие концерты, проводит здесь Венский филармонический оркестр, оркестр Венского общества любителей музыки. Золоченый Музикферайн — это его зал и его стиль.