Концертгебау
Выпуск 24
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Неподалеку от Риксмузеума, с коллекцией старых мастеров, перед зеленой лужайкой, покрывающей Музейную площадь расположилось впечатляющее здание концертного зала, по архитектурному стилю перекликающееся со зданием главного амстердамского музея. Построенный почти на болоте (что в Амстердаме не редкость), зал за время существования оброс со всех сторон статусными «соседями». Буквально через дорогу ультрасовременный Стеделийк, напоминающий белую ванну. За ним геометрические плоскости музея ван Гога.
На их фоне Концертгебау — зал старомодно парадный, со всем великолепием и излишествами 19 века (даже если здесь неоклассический декор представлен в его голландском сдержанном варианте). Зал огромен, но пространство его человечно: высокий потолок, белизна стен с позолотой. Как это часто встречается в Амстердаме, дирижеры и солисты спускаются на сцену по крутым лестницам, появляясь откуда-то сверху — как будто в этом городе не бывает по-другому. Стены украшены историческими портретами дирижеров и музыкантов.
Зал был построен по проекту архитектора Адольфа ван Гендта, который рискнул соорудить его сразу за городской чертой; официальное открытие состоялось в апреле 1888 года. По этому поводу был собран оркестр из 120 человек, исполнивший программу из произведений Вагнера, Баха, Генделя и Бетховена. Сегодня Оркестр Концергебау, конечно же, главный оркестр Голландии.
У этого зала есть одна загадка. Он слывет едва ли не лучшим в мире; по акустическим качествам не уступает знаменитому Музикферайну в Вене. И это при том, что архитектор ван Гендт считался в семье совершенно лишенным музыкального таланта. Как же так? В эпоху, когда не было еще никакого серьезного обрудования для акустических замеров, решением для архитекторов было копировать существующие удачные варианты. Голландец выбрал в качестве образца лейпцигский зал Гевандхаус. И не ошибся.