Альберт-холл
- 12 июля 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На данный момент это здание из кирпича с мозаичным фризом, творение викторианской эпохи — самый известный лондонский концертный зал. Больше всего он похож на амфитеатр под куполом, создатели которого на момент разработки проекта ориентировались на античные образцы и, отчасти, творения немца Земпера. Его возведением королева Виктория хотела увековечить память мужа принца-консорта Альберта, инициатора многих культурных проектов. Его усилиями, например, рядом с Гайд-парком появился Королевский колледж музыки, планировалось создание музейного городка. На церемонии открытия зала в марте 1871 года королева от нахлынувших чувств не смогла, впрочем, вымолвить ни слова, так что сын, принц Эдуард, вынужден был сказать за нее: «Королева объявляет зал открытым».
Зал был задуман огромным, вмещающим почти 8 тысяч человек. Позже число мест будет снижено на треть. Несмотря на заранее проведенные при строительстве теэсты, довольно скоро выявились характерные проблемы с акустикой. В Лондоне даже шутили, что это единственное место, где композитор может услышать свою работу дважды. Тем не менее
зал пришелся по вкусу. Первым из известных людей в нем выступил Шарль Гуно. Затем Сен-Санс. А в 1877-м прошел целый вагнеровский фестиваль. Маэстро собственноручно дирижировал половиной каждого из 8 концертов, а затем передавал эстафету Герхарду Рихтеру и досиживал до конца в кресле прямо на сцене.
С самого начала зал стал поливалентным. Воскресные концерты Нелли Мельбы и Аделины Патти, благотворительные вечера Армии спасения, соревнования по борьбе, партийные конференции, собрания суфражисток…. В некотором роде эта милая всеядность сохранилась до сих пор. С одной стороны, королевский зал с 1941-го ежегодно принимает престижный фестиваль ВВС Промс. С другой — гламурные шоу и выступления рок-групп. А что же акустика? Эта проблема по-прежнему актуальна. С 60-х годов купол прикрыт отражателями в виде огромных грибов. Одновременно, зреет идея, что Лондон заслуживает зала посовершеннее и поновее.