Гранд-опера

  • 21 июля 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Это здание — яркое воплощение эклектичного стиля Наполеона Третьего, характéрного для французской столицы, и в то же время, 13-я по счёту театральная сцена со времени официального признания оперы как искусства Людовиком 14-м. Молодой Шарль Гарнье приступил к созданию проекта в 1861 году с желанием полностью соответствовать полученному наказу — символизировать мощь монаршей власти и отражать облик нового Парижа, придуманного бароном Османом. Луи-Наполеон распорядился начать строительство на следующий день после того, как его чуть было не убили террористы. Поэтому к зданию должна была вести специально прорубленная и безопасная артерия — сегодняшняя Авеню де л’Опера без единого дерева. Однако всего этого он не увидел. Когда театр открылся в 1875 году, вокруг была уже республика. В воздухе зрели эстетические перемены, дух которых передаст на своих картинах Писсаро — опера утром, солнечным утром, в тумане.
Грандиозные фасады, лестницы и фойе, бесконечные скульптурные украшения, мозаика и позолота: великолепие Опера было скопировано потом (в общих чертах или деталях) не менее десяти раз в других театрах мира, даже в Чикаго. Репертуар того времени — это Гугеноты Мейербера, Сен-Санс, Массне. Но, удивительным образом, новая жизнь придет в эти имперские интерьеры в 20-е годы через хореографические опыты и поиски: Болеро Равеля в 28-м с Идой Рубинштейн, Пульчинеллу Стравинского. В течение 25 лет балетную жизнь театра будет определять вышедший из дягилевских сезонов Серж Лифарь, а позднее — «неистовый Руди», скупой на комплименты Рудольф Нуреев.
Среди всех этих перемен, однажды обнаружится, что созрела потребность в оживлении, имперского декора. Тогда, по инициативе Андре Мальро, в 64-м году в зрительном зале Опера Гарнье появится плафон росписи Марка Шагала, который вызовет бурю эмоций, и который теперь смотрится так привычно. На нем хорошо видны персонажи известных опер, парижские достопримечательности и основные мотивы шагаловских картин. Напоминанием о том, что искусству, как и влюбленным, положено парить.

Последние выпуски программы

  • 16 июля 2021

Зальцбургский дворец фестивалей

Мысль возвести фестшпильхаус – новый фестивальный зал на месте бывших конюшен князей-архиепископов – пришла в голову архитектору Клеменсу Хольцмайстеру, который в свое время соорудил старый зал.

  • 12 июля 2021

Альберт-холл

На данный момент это здание из кирпича с мозаичным фризом, творение викторианской эпохи – самый известный лондонский концертный зал...

  • 7 июля 2021
  • 27 октября 2020

Ла Фениче

Театр дважды возрождался из пепла, в полном соответствии со своим именем. Так назвали его ещё в самом начале, когда вместо утраченной сцены Сан Бенедетто в 1792 году было построено новое здание, призванное остаться здесь на всегда...