Театр Лисео

  • 14 января 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Театр Лисео в Барселоне. Его назвали лицей, потому что всё началось с «Филодраматической школы Монтесьон», созданной, как ни странно, военными. Изначально заведение предназначалось как для представлений, так и для музыкального просвещения. Размещалось оно в монастыре. Когда в стенах обители стало слишком тесно, построено было здание на улице Рамбла, где освобождались участки, принадлежавшие ранее церкви и знати. Важно, что в отличие от своего соперника — Театро Принсипаль — Лисео сооружен был на средства частных лиц, богатеющих буржуа. Поэтому там нет королевской ложи.
Когда в 1847 году по случаю открытия нового здания там сыграли симфонию Хосе Гомиса и представили драму Вентура де ля Веги, все думали, что национальный репертуар отныне будет определяющим. Так и случилось бы, если бы не мода на итальянские образцы. Выстроив зал по типу миланской Ла Скалы, с золочёной лепниной, светильниками в форме дракона и неизменной красной обивкой, трудно было не поддаться соблазну. Тяга к бельканто, начавшаяся уже с выбора первой сыгранной оперы Анна Болейн Доницетти, победила. Итальянские имена доминировали, пока на Рамбла на пошла мода на Вагнера.
А потом в богатеющей Барселоне, (где уже творил свои чудеса Гауди), деловой человек Местрес Кальвет приучил публику к Штраусу и де Фалье, Стравинскому и дягилевским балетам. На место традиционных декораций пришли работы авангардистов — Бакста, Пикассо, Кокто, наполняя барселонскую публику гордостью и осознанием принадлежности к первым столицам. И это надолго. Потом, когда уже в наше время, в 1994 году, театр погибнет в огне, жители Барселоны, в том числе именитые музыканты, Кабалье, Каррерас, воспримут это как личную трагедию. Именно благодаря каталонцам, Лисео удастся отстроить, улучшив и разместив на сцене, вместо утраченного в огне, занавес современного художника Антонио Миро. Отныне барселонская опера принадлежит обществу, получив государственный статус, а заодно окончательно показав свое превосходство над соперниками, в городе и стране.

Последние выпуски программы

  • 12 января 2021

Зал имени Чайковского

Этот зал заметен издалека своей ковровой стеной. Предполагалось, что фасад будут украшать большие мозаичные картины, изображающие отдельные сцены из спектаклей...

  • 23 декабря 2020

Сан-Карло в Неаполе

Патриарх среди оперных сцен. Этот неаполитанский театр на 41 год старше миланской Ла Скалы и на 55 Ла Фениче. Его построили в 1737 году по указу Карла Бурбона, короля Неаполя и Сицилии, для наглядной демонстрации просвещенного абсолютизма.