Зал имени Чайковского
Выпуск 14
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Этот зал заметен издалека своей ковровой стеной. По воспоминаниям актера Михаила Садовского, предполагалось, что фасад будут украшать большие мозаичные картины, изображающие отдельные сцены из спектаклей. Теперь уже трудно поверить, что зал прожил несколько жизней.
В его наружных стенах до сих пор сохранились фрагменты когда-то известного театра легкого жанра Зон. После революции в течение десяти лет здесь шли новаторские опыты Мейерхольда: Мистерия-буфф Маяковского, Ревизор, Горе уму. С 1930 года режиссер вместе с помогавшими ему молодыми тогда архитекторами решил трансформировать имеющееся пространство и разработал три варианта проекта театра нового типа с небывалой сценой. Мейерхольд пытался материализовать в этом сооружении свои театральные идеи.
Здесь все должно было стать необычным. Не было портала, оркестровой ямы и рампы. Сцена вытянутым языком вливалась в середину зала. Режиссер мечтал о раздвигающемся потолке. Угол улицы Горького и площади предполагалось акцентировать так называемой творческой башней с лабораториями для режиссеров, художников, конструкторов.
Когда верховным приказом Театр Мейерхольда был ликвидирован, здание, уже выстроенное вчерне, передали Филармонии. Вместо задуманного для ГосТИМа авангардного оформления, декор стал парадным. Открытие состоялось 12 октября 1940 года и было приурочено к столетию со дня рождения Чайковского. Под руководством дирижёров Александра Гаука и Константина Иванова прозвучали произведения юбиляра – Шестая симфония, Франческа да Римини, Первый концерт…
Такое предназначение зал сохранил и поныне, став площадкой для выступления оркестров, народных и танцевальных коллективов. Но и в нём нынешнем просматриваются первоначальные идеи проекта. Сохранился овал основного пространства, десять рядов до странности небольшого партера, а дальше, один за другим — три крутых амфитеатра. Напоминанием о несостоявшихся планах и мечтах.