Сан-Карло в Неаполе
Выпуск 12
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сан-Карло в Неаполе. Патриарх среди оперных сцен. Этот неаполитанский театр на 41 год старше миланской Ла Скалы и на 55 Ла Фениче. Его построили в 1737 году по указу Карла Бурбона, короля Неаполя и Сицилии, для наглядной демонстрации просвещенного абсолютизма. В первые годы здесь звучала музыка Никколо Порпоры, Леонардо Винчи и Доменико Сарро с оперы которого Ахилл на Скиросе все и началось. Неаполь обожал ученика Порпоры, Фаринелли — uno dei castrati più famosi del suo tempo. «Хотите узнать, горит ли в вас искра? Бегите, летите в Неаполь, чтобы услышать шедевры Дуранте, Йомелли, Перголези», — напишет энциклопедист Руссо в своем музыкальном словаре.
В 18 веке Сан-Карло был самым большим театром Европы, вмещающим более 3 тысяч зрителей. «В первое мгновение мне показалось, будто я перенесен во дворец какого-нибудь восточного властителя. Глаза мои ослеплены, душа полна восхищения», — восторгался Стендаль в 1817-м году. В это время театром уже руководил Россини. В 19-м веке после пожара здание перестраивают в неоклассическом стиле, оно приобретает очертания храма и становится символом города. Доницетти напишет для Сан-Карло 17 опер, среди которых бессмертная Лючия ди Ламмермур, премьера которой прошла в сентябре 1835 года.
Ну и конечно, невозможно обойти вниманием Верди, создавшим для Сан-Карло — Альзиру, Луизу Миллер и Бал-Маскарад, который, правда, по причине строгости неаполитанской цензуры, поставят не здесь, а в Риме. С объединением Италии шумный Неаполь теряет позицию музыкальной столицы (уступая постепенно позиции Милану), но в него еще долго тянутся уважаемые люди, как Штраус, или Тосканини, мастера Новой школы: Масканьи, Леонкавалло, Джордано. Единственный, кто сохранит обиду на этот блистательный зал, будет неаполитанец Энрико Карузо, которого случайно освистали здесь в 1901-м году.