Театр Елисейских полей

Выпуск 10
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Здание театра расположено на самом деле на авеню Монтень, и это уже нарушает некоторый порядок. Первые же дни его существования были связаны со скандалом. В мае 1913 года на премьере Весны Священной, творчении Стравинского и Нижинского, публика была шокирована настолько, что дошло до рукопашной. Как рассказывали очевидцы, «исполнители двигались точно под гипнозом, держа ступни носками внутрь, повторяя одни и те же „тупые“ движения».
Этот театр всегда был немножко впереди. Его построили в стиле авангардного на тот момент ар-деко, самой формой предназначенным для инноваций, первым в Париже зданием из армированного бетона… Главный зал был организован по принципу кругового театра, в нем заложены были элементы арен. Инновацией было и объединение на одной сцене симфонических концертов, балетов и драматических постановок.
Театр Елисейских полей
В бурные 20-е годы, театр становится местом приложения таланта Мийо, Пуленка и Сати, художников Леже и Пикабиа. Здесь играет Артур Рубинштейн, а затем воцаряется мюзик-холл с номерами Жозефины Бекер, еще одна яркая деталь. А спустя какое-то время с той же сцены звучат Борис Годунов и Князь Игорь — последние парижские выступления Шаляпина.
После войны главный зал, как и другие (всего их в комплексе три) облюбовывает молодое поколение, создатели нового звука. И вот еще одна со времен Весны скандальная история — премьера в 1954-м Пустынь Эдгара Вареза, для инструментов и магнитной ленты с включением организованного шума.
Характерно, что на пятидесятилетие постановки хрестоматийной уже Весны священной, оркестром продирижирует постаревший аванградист Пьер Булез. Ну, а к столетию той же вечной Весны накопится целая палитра прочтений: и хореографических и дирижёрских. И это далеко не финал.

Последние выпуски программы

Байройтский театр Вагнера

Эта постройка – воплощение самых смелых фантазий, «мегапроект одного человека», занимавший Вагнера с юности. «Для своих произведений я хотел бы иметь полностью собственный театр», - писал Вагнер своему королю.

Сиднейский оперный театр

Английская королева сказала о нем: «Человеческий дух нуждается иногда в крыльях и парусах, он нуждается в чём-то не просто утилитарном или банальном»...

Венская филармония, Музикферайн

Само здание составляет уже часть мифа. Кариатиды, барельефы, детали греческих храмов. Взирающие с плафона зала Аполлон и музы. На фронтоне фасада вечный Орфей…