Парижская комическая опера
Выпуск 5
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Парижская комическая опера (Опера-Комик). Это театр, история которого запутанна и сложна. На этой сцене, точнее сценах (их было немало), состоялся ряд важнейших премьер в истории французской музыки : Осуждение Фауста Гектора Берлиоза, Сказки Гофмана на музыку Оффенбаха, Лакме Делиба, Манон Массне и, конечно же, первое представление Кармен в 1875 году, ознаменованное холодным приемом, который так огорчил Бизе.
Вообще зданий на площади Буаэль-дьё (близ парижских бульваров) было три, одно сменяло другое после пожара. И все они назывались одним именем — зал Фавара, по имени Шарля-Симона Фавара, либретиста середины 18 века. Первое было открыто Марией-Антунеттой за шесть лет до падения Бастилии. Театр стоял на землях герцога де Шуазёля, поэтому указом короля семье придворного разрешалось владеть восьмиместной ложей — право, которое наследники сохранили до сих пор. Второе здание, построенное в 1840 году, славилось комфортом и благонамеренной публикой, которая использовала спектакли для устройства брачных дел своих детей. Именно на этот период приходится неудача Кармен. Третье здание с кариатидами по внушительному фасаду стоит до сих пор. После несчастий с газовыми светильниками, вызвавшими очередной пожар, оно впервые в Париже было полностью оборудовано модным тогда электричеством. В приглушенных лучах технического прогресса в 1902 году играли премьеру Пелеаса и Мелизанды Дебюсси.
В таком виде театр дожил до наших дней без особых забот. Разве что второй половине XX века Опера-Комик на некоторое время потеряла свою самостоятельность, став одной из площадок Парижской оперы, однако в 1990 году её автономия была восстановлена. Недавно театр пережил значительную реконструкцию, цель которой была в том, чтобы всё заменить, ничего не меняя, то есть максимально сберечь историческую фактуру — кокетливую обстановку парижского шика.
Программы подготовлены на основе научных работ Ларисы Кириллиной, профессора, доктора искусствоведения.