Любовь, обман и музыка
22 августа 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Как её зовут?» — спрашивал один из любимых героев Тургенева, услышав о каком-нибудь происшествии. Он имел в виду знаменитое cherchez la femme. Мужчина хочет произвести впечатление на женщину — так начинается большинство историй. Наша — со счастливым концом.
Джоаккино Россини около 14 лет, он красив и очень влюбчив — из всех женщин больше всего ему нравятся новые. Очередная новинка: молоденькая певица, и она хочет заполучить ноты арии из бенефиса тенора Момбелли. Джоаккино отважно отправляется к знаменитости и получает отказ в грубой форме. Чтобы «утереть нос» обидчику, записывает по памяти не только нужную арию, но оперу целиком. После этого начинается дружба полу-ребёнка и звезды европейского масштаба.
Момбелли, как и Россини, в то время жил в Болонье, создал свою труппу и остро нуждался в новом репертуаре по сходной цене. Поэтому на роль композитора выбирает своего талантливого и доверчивого amico. Заказывает ему отдельные арии, ансамбли, хоры, а тот даже не подозревает, что это части единого целого. Сочиняет легко и быстро, с удовольствием, за каждый номер получает скоромный гонорар. Вот так, без либретто и без сюжета Россини напишет свою первую оперу. Ему понравится, и вскоре появится следующая, а потом ещё 37.
Развязка этого детектива наступит через несколько лет, когда в римском Teatro Valle опера «Деметрио и Полибио», наконец-то, увидит свет рампы. После этого её поставят на крупнейших сценах Европы, и, как ни странно, везде будет тёплый прием. Россини узнает об этом из письма Момбелли и вложенной в него газетной рецензии. Но это ещё не финал истории.
Пытливые современные музыковеды подтвердят рассказ композитора, но усомнятся в датах. Выяснится, что автору «Деметрио и Полибио» на тот момент было не 13, как он утверждал, а 18 лет, он уже окончил Болонский лицей и имел опыт сочинительства. Поэтому в опере весьма достойная увертюра и чудесные ансамбли. Именно с них начнутся самозаимствования Россини — границы между старым и новым в его музыке станут зыбкими. Этой сторис, в отличии от нынешних интернетных однодневок, уже без малого два века. Она не только о шутнике-Россини, но ещё о судьбе, которая дарит нам неожиданные зигзаги удачи.
А начинается всё традиционно: cherchez la femme.