Оркестр оперы

Выпуск 15
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Эдгар Дега прежде всего известен своими пастелями и живописными полотнами на тему балета. Меньше прогремели его работы, посвящённые музыкантам, и, тем не менее, их немало. Дега и Парижская опера — это целый пласт в жизни художника.
Главная из работ, посвящённых музыкантам — картина «Оркестр оперы» — была написана около 1870 года. И если оркестровую яму можно рассматривать как своего рода промежуточное звено между залом и сценой, то эта картина обозначает связь между художником и его друзьями, все из которых — реальные фигуры с реальными именами. Вот композитор Эмманюэль Шабрие в ложе, вот виолончелист Пиле, флейтист Альтес, вот близкий друг художника фаготист Дезире Дио, который ввёл его в мир оперы. Есть и такие, кто не вполне знаком с инструментом, который держит в руках. Это друзья по вечерним застольям.
Оркестр оперы
Художник — свободная профессия, поэтому Дега может нарушить привычную рассадку оркестрантов и естественную перспективу места, чтобы в портрете было видно лицо. Музыканты выписаны детально, фотографично, это главный сюжет картины, тогда как танцовщицы на сцене — видны в основном только их ноги — выполняют роль фона, контрастирующего освещённостью с полосой облачённого в тёмные фраки оркестра. Дега намеренно выбрал такое решение для достижения своей цели, при том что в то время оставить кого-то без головы выглядело почти радикально.
Но не стоит переживать за танцовщиц. В последующие годы тема танца и порхающих служительниц Терпсихоры вытеснит у Дега многие другие. Художник поймёт, что женское тело в батисте и газе — самый очаровательный повод для разговора о театре. Музыканты оркестра появятся ещё не раз, но всё больше и больше в нижней части картины, представленные порой даже просто потеющими затылками.
Эдгар Дега, «Оркестр оперы», примерно 1870 год. Музей Орсе, Париж

Последние выпуски программы

Портрет Шаляпина в роли Олоферна

В этом портрете, где Фёдор Иванович изображён в костюме и гриме библейского царя Олоферна из оперы Серова «Юдифь», театральными страстями наполнено всё.

Плафон зала Гранд-опера

Этот плафон сделал помпезную Гранд-опера модным объектом, заставил говорить о нем, как позже будут говорить о трубах Центра Помпиду или пирамидах Лувра.

Зелёный скрипач

Скрипачи у Шагала — один из излюбленных мотивов. Для художника это отнюдь не аллегория, а реальность, колоритная примета той жизни, которая осталась в воспоминаниях детства.

Поиск по сайту