Виолончелист

Выпуск 13
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Картина «Виолончелист» написана была, скорее всего, в конце 1909 года, когда Амедео Модильяни в очередной раз поменял квартиру, устроившись в мастерской на Монпарнасе. В то время художнику приходилось часто искать новый угол. Иногда он даже бросал свои полотна, сбегая из очередного пристанища, не в силах расплатиться с хозяином. «Виолончелиста» Модильяни не бросит. Картина попадёт не к случайному перекупщику, а на «Салон независимых», в саду Тюильри, где выставляются представители модных течений.
Взорам публики предстанет камерная сцена, запечатлённая в богемной каморке — и все увидят аляповатые обои, холодный камин, бесцеремонно влезающую в кадр кровать и громоздкую виолончель, которая занимает собой всё оставшееся пространство. По ней сосредоточенно водит смычком черноволосый юноша-музыкант. Кажется, что он смущен от такого незапланированного внимания.
Виолончелист
Модильяни запечатлел своего соседа по дому, такого же нищего служителя муз, пытающегося зарабатывать музыкой. Слава виолончелиста, скорее всего, закончилась, не начавшись, поскольку имя его неизвестно. Характерная деталь — чтобы изобразить соседа, Модильяни вынужден был устроиться в коридоре, ведь всё пространство комнаты занимает виолончель, вытесняющая даже своего хозяина, и этим объясняется единственный возможный ракурс сцены.
Картину «Виолончелист», получившую на Салоне благожелательные отзывы критики, нашедшей в ней влияние Сезанна, покровитель Модильяни меценат Поль Александр отберёт для украшения устроенного им приюта нуждающихся талантов, а сам автор на пять лет поменяет живопись на скульптуру под влиянием встреченного им Константина Брынкуши, более известного как Бранкузи. Черновой портрет скульптора, кстати, был обнаружен на обратной стороне эскиза к «Виолончелисту». В истории этой всё очень богемно: загораться идеями и остывать, генерировать что-то новое и заимствовать у других. Так и творились будущие шедевры, идущие временно в обмен на еду.
Амедео Модильяни, «Виолончелист», 1909 год. Частное собрание

Последние выпуски программы

Портрет Шаляпина в роли Олоферна

В этом портрете, где Фёдор Иванович изображён в костюме и гриме библейского царя Олоферна из оперы Серова «Юдифь», театральными страстями наполнено всё.

Плафон зала Гранд-опера

Этот плафон сделал помпезную Гранд-опера модным объектом, заставил говорить о нем, как позже будут говорить о трубах Центра Помпиду или пирамидах Лувра.

Зелёный скрипач

Скрипачи у Шагала — один из излюбленных мотивов. Для художника это отнюдь не аллегория, а реальность, колоритная примета той жизни, которая осталась в воспоминаниях детства.

Поиск по сайту