Впечатление Nº 3 (Концерт)

Выпуск 12
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Впечатление Nº 3 (Концерт)» Василия Кандинского — это живая материализация конкретного музыкального опыта. 2 января 1911 года в Мюнхене художник присутствует на концерте музыки Арнольда Шёнберга. Звучат два струнных квартета (опус 7 и 10) и три пьесы для фортепиано. Уже на следующий день живописец садится за создание полотна, а вскоре отваживается написать Шёнбергу восторженное письмо, приложив папку со своими работами. Так между двумя современниками завяжется оживлённая переписка, которая продлится, с перерывами, до 1923 года.
В этом общении выстраивается диалог двух искусств — живописной абстракции и атональной музыки, двух эстетических революций, которые порывают с веками традиционного творчества. Кроме писем, результатом знакомства станет участие Шёнберга в первой выставке созданного Кандинским объединения «Синий всадник», появление статьи композитора в одноимённом альманахе, а также посещение им Петербурга, куда Шёнберг приедет зимой 1912 года.
Впечатление Nº 3 (Концерт)
Но обратим наше внимание на «Впечатление Nº 3». В центре композиции выделяется тёмное пятно, отдалённо напоминающее рояль. Всё остальное так же составлено в большой степени из чистых цветов. Каждый ассоциирован со звуком: жёлтый — это труба, синий — виолончель, красный — туба. Кандинский изобретает музыкальную палитру, новый язык, который превращает ноты в цвета, и наоборот. И всё это самым естественным образом. Художник обладал даром, позволяющим ему слышать цвета и видеть звуки. Есть мнение, что именно в силу этого его живопись носила абстрактный характер, так как музыка нефигуративна по своей природе.
Поэтому бесполезно искать похожесть в изображении рояля. Эти пятна остались на полотне не отражением «объективной реальности, данной нам в ощущении», а следом очень личного переживания.
Василий Кандинский, «Впечатление Nº 3 (Концерт)», 1911 год. Галерея Ленбаххауз, Мюнхен

Последние выпуски программы

Корова и скрипка

«Алогическое сопоставление двух форм — это момент борьбы с логизмом…» — укажет Малевич на оборотной стороне своей картины «Корова и скрипка».

Урок музыки

В творчестве голландца Вермеера музыка — тема почти неисчерпаемая.

Песня любви

Под кистью Антуана Ватто музыка и живопись ведут нескончаемый диалог. Искусство звука постоянно присутствует в жизни художника.

Поиск по сайту