Песня любви
Выпуск 9
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Под кистью Антуана Ватто музыка и живопись ведут нескончаемый диалог. Искусство звука постоянно присутствует в жизни художника, музыканты — его близкие друзья. Им посвятил Ватто более трети работ. И кстати, нет почти никакой разницы между изящными сюжетами полотен автора и названиями клавесинных пьес Франсуа Куперена. «Финетта», «Капризница», «Общество в парке», «Песня любви»…
Остановимся на последней. На полной трепетного счастья картине представлена идиллическая сцена музицирования молодых людей, одетых подчёркнуто театрально, по моде XVI столетия. Перед нами диалог влюблённых. Наигрываемая кавалером песня стала поводом к уединению: певец склонился к нотной тетради, находящейся в руках барышни. Из этой позиции ему открывается прелестный вид на её щедрое декольте, удерживаемое красным бантом, и много ли внимания он уделяет нотам, остаётся только догадываться. Какую музыку исполняет на гитаре влюблённый в розовых кюлотах? Несложную, учитывая обстановку и буколический декор…

Картина была написана в начале XVIII века, в эпоху Регентства при малолетнем Людовике XV, когда в воздухе повеяло ветром смягчения строгих нравов, царивших при дворе Короля-солнца. Такие «галантные празднества» — излюбленная тема художников того времени: аристократическое общество, расположившись на лоне природы, занято беседой, танцами, музицированием и флиртом. До революции ещё почти целый век.
Кстати, «Песня любви» — не единственное название картины Ватто. В Лондонской национальной галерее, собранию которой принадлежит полотно, оно обозначено как «Гамма любви» — так было предложено уже после смерти художника. И насчёт слова «гамма» позволено делать самые разные предположения.
Антуан Ватто, «Песня любви», 1717 год. Национальная галерея, Лондон