Песня любви

12 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Под кистью Антуана Ватто музыка и живопись ведут нескончаемый диалог. Искусство звука постоянно присутствует в жизни художника, музыканты — его близкие друзья. Им посвятил Ватто более трети работ. И кстати, нет почти никакой разницы между изящными сюжетами полотен автора и названиями клавесинных пьес Франсуа Куперена. «Финетта», «Капризница», «Общество в парке», «Песня любви»…
Остановимся на последней. На полной трепетного счастья картине представлена идиллическая сцена музицирования молодых людей, одетых подчеркнуто театрально, по моде XVI-го столетия. Перед нами диалог влюбленных. Наигрываемая кавалером песня стала поводом к уединению; певец склонился к нотной тетради, находящейся в руках барышни. Из этой позиции ему открывается прелестный вид на ее щедрое декольте, удерживаемое красным бантом, и много ли внимания он уделяет нотам, остается только догадываться. Какую музыку исполняет на гитаре влюбленный в розовых кюлотах? Несложную, учитывая обстановку и буколический декор…
Картина была написана в начале XVIII-го века, в эпоху Регенства при малолетнем Людовике XV-м, когда в воздухе повеяло ветром смягчения строгих нравов, царивших при дворе Короля-солнца. Такие «галантные празднества» — излюбленная тема художников того времени: аристократическое общество, расположившись на лоне природы, занято беседой, тан­цами, музицированием и флиртом. До революции еще почти целый век.
Кстати «Песня любви» — не единственное название картины Ватто. В Лондонской национальной галерее, собранию которой принадлежит полотно, оно обозначено как «Гамма любви» — так было предложено уже после смерти художника. И насчет слова «гамма» позволено делать самые разные предположения.
Антуан Ватто, «Песня любви», 1717 год. Национальная галерея, Лондон

Последние выпуски программы

Виолончелист

Картина «Виолончелист» написана была скорее всего в конце 1909 года, когда Модильяни в очередной раз поменял квартиру, устроившись в мастерской на Монпарнасе.

Впечатление Nº 3 (Концерт)

«Впечатление Nº 3 (Концерт)» Василия Кандинского – это живая материализация конкретного музыкального опыта. 2 января 1911 года в Мюнхене художник присутствует на концерте музыки Арнольда Шенберга.

Корова и скрипка

В этой картине все неожиданно и алогично, хотя для своего времени такой контраст – не такая уж и редкость. В 1913 году разрушение и гибель старых форм – довольно привычный контекст.