Девушка у пианино
7 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Девушка у пианино» попала в нашу страну в 1908-м году, когда была приобретена Иваном Морозовым за 20 тысяч франков. Картине на тот момент уже почти сорок лет. Это ранний Сезанн, камерная домашняя сцена. Главная героиня, девушка у инструмента, повернута к нам в профиль. По правую сторону от нее у стены расположен вишневый диван, на котором с шитьем в руках сидит женщина постарше. Цвет ее одежды передан теми же красками, что и поверхность инструмента. На картине вообще много цветовых совпадений: узоры на кресле и на обоях, белизна нотных страниц, клавиш и платья пианистки, подчеркнутого черным контуром. Вспомним, что Сезанн главным в живописи считал передачу не цвета, а формы.
Доподлинно известно, что девушка на картине — младшая сестра художника, женщина с шитьем — его мать. Действие происходит в загородном доме семьи в Жа де Буффан, где Сезанн написал свои первые картины и куда неоднократно возвращался, чтобы найти покой и силы в борьбе с душевными переживаниями.
И эти переживания, борьба южного темперамента с затворничеством и аскетизмом словно выплеснуты на картину. В мирной сцене заключена невероятная энергия. Она в красочных контрастах, столкновении прямых осей и изгибов, элементах декора, написанных так динамично, словно речь идёт не о мирной семейной сцене, а о предвестии зарождающейся драмы.
«Увертюра к Тангейзеру» — второе название картины — дает нам право на такое сближение. После провала в Париже в 1861 году вагнеровская опера, как это часто бывает, стала темой не только для обсуждений, но и для поисков и размышлений. Сезанн ценил «благородные интонации» Рихарда Вагнера, как и все что несло идею темперамента в стиле, права на личный выбор. Итак, сестра художника играет фортепианную транскрипцию «Увертюры», мать мирно шьет, а ее сын пишет картину, в которой признается в любви к этой музыке, переводя всю сцену в более возвышенный и торжественный план.
Поль Сезанн, «Девушка у пианино» (Увертюра к «Тангейзеру), примерно 1868 год, Государственный Эрмитаж