Аллегории пяти чувств. Слух

5 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Это одна из совместных работ Яна Брейгеля Старшего и Рубенса. Точность мазка мастера пейзажей и натюрмортов, в подробностях выписывающего интерьеры и заполняющие их предметы, дополняется живым изображением фигур, по-рубенсовски пышащих здоровьем и очень земных. Такова обнаженная Венера на полотне «Аллегории пяти чувств. Слух». Полусидя, она играет на лютне, повернув голову к зрителю и совершенно не обращая внимания на нотную тетрадь, которую держит перед ней рассеянный Купидон. Все, что вокруг, напоминает Wunderkammern — кабинеты чудес в богатых домах, заставленные многочисленными предметами в художественном беспорядке. Вот несколько виол различных размеров, предшественник тромбона медный сакбут, барабан, арфа, многочисленные флейты. Наконец, расписной клавесин с двумя мануалами — такие как раз производились в то время в Антверпене.
Еще перед нами сразу несколько партитур, дающих возможность любопытным поинтересоваться, что в них. На столе раскрыт сборник мадригалов для шести голосов. А на полу, под виолой, разложены два канона. Первый, ближайший к наблюдателю, содержит текст Beati qui audium verbum Dei («Блаженны те, кто слышит слово Божие»); второй гласит: «Дай мне услышать радость и счастье».
Все, таким образом, намекает на то, что мы находимся в мире музыкальной гармонии. Вон и на заднем плане, в перспективе, видна комната, где увлеченно музицируют еще несколько человек… Но позвольте, что тогда делают здесь многочисленные попугаи (на спинках и в клетках), не самое музыкальное животное олень и особенно два мушкета, один из которых приставлен прямо к стулу, будто в ожидании скорого выстрела? Увы, авторы напоминают нам, что слух человеческий вынужден принимать и другие звуки. Этот живописный язык в ту эпоху имел большой успех. Поэтому «Аллегории» Брейгеля и Рубенса быстро попали к королю Испании Филиппу IV, управлявшему тогда южными Нидерландами. В 1636 году они уже висели в Мадриде.
Ян Брейгель старший, Питер Пауль Рубенс, «Аллегории пяти чувств. Слух», 1617–1618 годы. Музей Прадо, Мадрид

Последние выпуски программы

Виолончелист

Картина «Виолончелист» написана была скорее всего в конце 1909 года, когда Модильяни в очередной раз поменял квартиру, устроившись в мастерской на Монпарнасе.

Впечатление Nº 3 (Концерт)

«Впечатление Nº 3 (Концерт)» Василия Кандинского – это живая материализация конкретного музыкального опыта. 2 января 1911 года в Мюнхене художник присутствует на концерте музыки Арнольда Шенберга.

Корова и скрипка

В этой картине все неожиданно и алогично, хотя для своего времени такой контраст – не такая уж и редкость. В 1913 году разрушение и гибель старых форм – довольно привычный контекст.