Оркестр оперы

5 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Эдгар Дега прежде всего известен своими пастелями и живописными полотнами на тему балета. Меньше прогремели его работы, посвященные музыкантам, и, тем не менее, их немало. Дега и Парижская опера — это целый пласт в жизни художника.
Главная из работ, посвященных музыкантам — картина «Оркестр оперы» — была написана около 1870 года. И если оркестровую яму можно рассматривать как своего рода промежуточное звено между залом и сценой, то эта картина обозначает связь между художником и его друзьями, все из которых — реальные фигуры с реальными именами. Вот композитор Эмманюэль Шабрие в ложе, вот виолончелист Пиле, флейтист Альтес, вот близкий друг художника фаготист Дезире Дио, который ввел его в мир оперы. Есть и такие, кто не вполне знаком с инструментом, который держит в руках. Это друзья по вечерним застольям.
Художник — свободная профессия, поэтому Дега может нарушить привычную рассадку оркестрантов и естественную перспективу места, чтобы в портрете было видно лицо. Музыканты выписаны детально, фотографично, это главный сюжет картины, тогда как танцовщицы на сцене — видны в основном только их ноги — выполняют роль фона, контрастирующего освещенностью с полосой облаченного в темные фраки оркестра. Дега намеренно выбрал такое решение для достижения своей цели, при том что в то время оставить кого-то без головы выглядело почти радикально.
Но не стоит переживать за танцовщиц. В последующие годы тема танца и порхающих служительниц Терпсихоры вытеснит у Дега многие другие. Художник поймет, что женское тело в батисте и газе — самый очаровательный повод для разговора о театре. Музыканты оркестра появятся еще не раз, но все больше и больше в нижней части картины, представленные порой даже просто потеющими затылками.
Эдгар Дега, «Оркестр оперы», примерно 1870 год. Музей Орсе, Париж

Последние выпуски программы

Виолончелист

Картина «Виолончелист» написана была скорее всего в конце 1909 года, когда Модильяни в очередной раз поменял квартиру, устроившись в мастерской на Монпарнасе.

Впечатление Nº 3 (Концерт)

«Впечатление Nº 3 (Концерт)» Василия Кандинского – это живая материализация конкретного музыкального опыта. 2 января 1911 года в Мюнхене художник присутствует на концерте музыки Арнольда Шенберга.

Корова и скрипка

В этой картине все неожиданно и алогично, хотя для своего времени такой контраст – не такая уж и редкость. В 1913 году разрушение и гибель старых форм – довольно привычный контекст.