Зеленый скрипач

5 февраля 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Скрипачи у Шагала — один из излюбленных мотивов. Для художника это отнюдь не аллегория, а реальность, колоритная примета той жизни, которая осталась в воспоминаниях детства. В том далеком Витебске с покосившимися домами верили, что благодаря музыке можно достичь большего — по крайней мере, забыть о проблемах, и всегда звали музыканта на праздник.
«Зелёный скрипач» — один из таких желанных гостей. Герой выделяется не только своим размером, но и неожиданными цветами — зелёное лицо, тёмно-синие волосы, лиловое пальто и яркая жёлто-красная скрипка в руках. В приливе энергии пустившись в пляс, он не заметил, как взлетел вверх и теперь парит уже над крышами. Внизу остались совсем маленькие фигурки людей. Неподалёку пролетает, правда, еще один фантазер, повернув голову в сторону, откуда доносится звук…
Картина была написана Шагалом в Париже, куда художник попал в 1923 году, покинув голодную Москву. Основой ее послужили работы, созданные для здания Еврейского театра. Им придуманы тогда были панно, представлявшие различные виды искусства. «Зеленый скрипач» — сошел с панно «Музыка», начав собственную жизнь и став, по сути, двойником художника, его воздушным аватаром, поддерживающим связь со звуками детства и позволяющим путешествовать в пространстве.
Почему у скрипача зеленое лицо? На этот вопрос трудно ответить определенно. Шагал часто рисовал зеленые лица, принявшие этот цвет не от страха и холода, и совсем не от ярости. Зеленый представляется у него цветом непринужденности и фантазии. Реальные детали, смещенные со своих привычных мест, отправлены художником в свободный полет, рожденный ностальгией по людям, лицам и собственному творчеству. «У Шагала не знаешь, рисуя, он спит или не спит», — сказал о художнике его коллега по цеху Пабло Пикассо. И добавил: «Без сомнения, в его голове где-то должен быть ангел».
Марк Шагал, «Зеленый скрипач», 1923-24 годы. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк

Последние выпуски программы

Виолончелист

Картина «Виолончелист» написана была скорее всего в конце 1909 года, когда Модильяни в очередной раз поменял квартиру, устроившись в мастерской на Монпарнасе.

Впечатление Nº 3 (Концерт)

«Впечатление Nº 3 (Концерт)» Василия Кандинского – это живая материализация конкретного музыкального опыта. 2 января 1911 года в Мюнхене художник присутствует на концерте музыки Арнольда Шенберга.

Корова и скрипка

В этой картине все неожиданно и алогично, хотя для своего времени такой контраст – не такая уж и редкость. В 1913 году разрушение и гибель старых форм – довольно привычный контекст.