Девушки за фортепиано

24 декабря 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В гостиной богатого городского дома две девушки — блондинка и брюнетка — увлечены игрой на пианино. Розовощекая блондинка, сидящая за инструментом, кажется, разбирает нотную запись, водя пальцами по клавиатуре. Такая же дышащая жизнью брюнетка, опершись левой рукой на крышку инструмента, стоя следит за успехами первой. Картина рисует идиллическую домашнюю сцену.
К сюжету «Девушки за фортепиано», отнесенному сегодня к перламутровому периоду творчества Ренуара, художник возвращался шесть раз, вновь и вновь уделяя внимание деталям. Дело в том, что где-то в конце 1891 года ему стало известно, что государство планирует закупить одну из его новых картин для музея в Люксембургском саду. Автор решил предложить сцену с двумя пианистками, в роли которых выступили дочери друга. Натурщицы ему всегда были жизненно необходимы. «Я бы не смог без них обойтись», — говорил Ренуар. Но это вообще. Здесь же, зная о том, что его картину будут внимательно разбирать, живописец проявил в работе особую тщательность. В этой ренуаровской тщательности есть многое от грациозной живописи XVIII-го века, которую он страстно любил, «Урока музыки» Фрагонара, висящего в Лувре, беззаботных музыкантов Ватто. Несомненно, сказалось и общее увлечение темой у его современников-импрессионистов, особенно у Дега. А также собственные жизненные пристрастия.
Будучи совсем еще юным, Ренуар пел в парижской церкви Святого Евстахия, где хором руководил Шарль Гуно, предсказывая молодому хористу блестящее будущее. В дальнейшем живописец весело напевал мелодии Оффенбаха, с которым у него сложились теплые отношения. В Италии состоялась его короткая встреча с Вагнером. Гордый немец даже согласился позировать, что случалось нечасто. И еще маленькая деталь. Художнику очень нравилось, когда что-то исполняли его дышащие счастьем модели. Это его по-настоящему вдохновляло. Их присутствие ласкало ему глаза и уши…
Огюст Ренуар, «Девушки за фортепиано», 1892 год. Музей Орсе, Музей Метрополитен, частные коллекции

Последние выпуски программы

Виолончелист

Картина «Виолончелист» написана была скорее всего в конце 1909 года, когда Модильяни в очередной раз поменял квартиру, устроившись в мастерской на Монпарнасе.

Впечатление Nº 3 (Концерт)

«Впечатление Nº 3 (Концерт)» Василия Кандинского – это живая материализация конкретного музыкального опыта. 2 января 1911 года в Мюнхене художник присутствует на концерте музыки Арнольда Шенберга.

Корова и скрипка

В этой картине все неожиданно и алогично, хотя для своего времени такой контраст – не такая уж и редкость. В 1913 году разрушение и гибель старых форм – довольно привычный контекст.