Детский музыкальный театр имени Наталии Сац
Выпуск 4
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Театр имени Наталии Сац — это единственный в мире театр оперы и балета для юной аудитории, для детей, юношества, для семьи. И в каком-то смысле это предмет зависти всего мира, потому что, несмотря на то что нашему театру уже скоро исполнится шестьдесят лет, ни одно государство мира так и не собралось организовать и открыть именно такую институцию.
Наталия Ильинична Сац была визионером. Она видела вещи, которых не существовало до неё. Так она в начале XX века придумала саму идею детского драматического театра. Так она в середине XX века, прожив очень нелёгкую жизнь (возможно, её биографии стоит посвятить какую-то из передач), придумала оперный театр для детей и юношества. Но время идёт, время меняется. И то, что было придумано Наталией Сац в середине XX века в Советском Союзе, конечно, в XXI веке, уже в новой России должно было быть переосмыслено, перепридумано. И, когда мне выпала честь возглавить этот театр, первое, что я предложил своим коллегам, — подумать вместе о том, какова миссия детского оперного театра сегодня, в чём нужда нашего зрителя, в чём мы должны ему помочь, что мы ему должны додать из того, что он недополучает.
И мы взялись расширять само представление о том, что такое театр оперы и балета для детей и юношества. Мы стали расширять возрастные границы нашей аудитории в обе стороны. Наталия Ильинична считала, что ребёнку раньше шести-семи лет в оперном театре делать нечего. И спектакли она ставила, ориентируясь, начиная с этого возраста. Сегодня у нас в репертуаре идут микрооперы длиной в пятнадцать-двадцать минут для годовалых малышей, потому что я и как режиссёр, и как педагог, и как родитель считаю, что чем раньше ребёнок получает доступ к высокой культуре — к классической музыке, к классической литературе, к классическому театру, тем он раньше начинает формироваться как сложная, интересная личность, тем богаче его эмоциональный и человеческий опыт. Не важно, что ребёнок потом не будет помнить. Важно, что в момент формирования его личности театр успел дать ему этот витамин роста.
У нас идёт маленькая опера Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. И очень многие наши юные зрители, ещё толком не говоря и не умея ходить, уже на руках родителей слушают музыку Шостаковича. Чуть старше они приходят и слышат музыку Стравинского, Римского-Корсакова, Прокофьева. Ещё чуть старше они приходят и слышат музыку Владимира Мартынова и Клаудио Монтеверди. И вот этот огромный космос человеческой истории, человеческой культуры, деятельности музыкантов, драматургов, поэтов разных эпох и стран, мне кажется, это самое главное и самое прекрасное, в чём заключается миссия детского музыкального театра.