Задачи детского театра

Выпуск 3
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Пятнадцать сезонов назад, когда я впервые переступил порог знаменитого Детского музыкального театра имени Наталии Ильиничны Сац, очень многие мои коллеги, и театральные критики, и театральные практики, задавали мне этот вопрос. А нужен ли вообще отдельно детский театр? Почему нельзя просто во взрослом театре, в драматическом или в оперном, ставить детский репертуар? Там прекрасные подготовленные артисты, выпускники лучших вузов страны — чего ещё нужно?!
Надо напомнить тем, кто не знал, что ещё в начале XX века никакого детского театра отдельно не существовало. Он возник сразу после Гражданской войны. Скажем так, она ещё даже не закончилась, а молодые безумцы, и в том числе Наталия Ильинична Сац, в голодной, холодной Москве решили, что новое время, новое общество, новый человек требует новых форм общения и что ребёнка надо формировать и давать ему интеллектуальную и эмоциональную пищу как можно раньше. Но при этом разговаривать с ним надо на каком-то другом языке, потому что ребёнок часто умнее нас. Это совершенно точно. Мои дети ещё в своём далёком-далёком детстве очень часто задавали мне вопросы, которые ставили меня в тупик. Для них очень принципиальны вопросы правды — неправды, жизни и смерти, любви и нелюбви, и они задают их со всей прямотой и откровенностью.
Задачи детского театра
Сложность детского театра как раз в том, чтобы в каждую секунду быть кристально честным, потому что театр — это собеседник зрителя, и если собеседник лжёт, ты всегда это понимаешь. А ребёнок — это идеальный инструмент по определению неправды. Я помню, как я сидел в зале, и вдруг ребёнок рядом со мной громко, на весь наш тысячный зал сказал: «Мама, а почему Дюймовочка такая старая?» И что хочешь теперь с этим делай! И живи, и неси внутри себя эту правду детскую.
Поэтому детский театр, безусловно, нужен. И, скажу больше, в наше цифровое время, возможно, он нужен вдвойне и втройне, потому что из нашего общечеловеческого обихода, общения вымывается эмоциональное, вымывается тактильное. А без этого человек не формируется полноценной личностью. В каком-то смысле мы в детском театре додаём ребёнку те самые витамины, которыми нас в своё время кормили в нашем детстве.

Последние выпуски программы

Необычные локации для показа спектаклей

Театр исторически возник в очень разных пространствах.

Разница между большой и малой сценами

В первую очередь большая и малая сцены отличаются аудиторией. В большом зале Театра Сац, который я возглавляю, одновременно может находиться тысяча сто зрителей.

Рождение премьерного спектакля

В замечательном советском фильме «Человек с бульвара Капуцинов» была знаменитая фраза: «Сделай мне монтаж». Вот для зрителя появление спектакля — это результат такого монтажа в его жизни.