Байройт — город Рихарда Вагнера
30 июля 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сегодня мы проведём еще один день в баварском городке Байройт, где в настоящее время проходит 99-й Вагнеровский фестиваль. В этом году он открылся 25-го июля новой постановкой оперы «Лоэнгрин». Эта опера часто ставится на байройтской сцене и прежде всего потому, что по оценке самого композитора принадлежит к наиболее значительным его творениям…
Рихард Вагнер: «В „Лоэнгрине“ я расставался со своим прошлым и намечал новый мир в будущем, мир, рисовавшийся мне все более и более, как прибежище от пошлости современного театра и оперы. Миф о Лоэнгрине в его простейших чертах — это истинное создание народной фантазии. Через предания всех народов, живших на берегу моря или рек, проходит древнее, разнообразно повторяющееся видение: по голубому зеркалу волн к ним приближается незнакомец, высокая красота и чистая добродетель которого увлекают и побеждают все сердца непреодолимым очарованием… Однажды, повествует сказание, на берегу Шельды, в лодке, которую вез лебедь, явился из-за моря дивный герой. Он освободил от преследований невинную деву и обручился с ней. Но когда она стала допытываться, кто он такой и откуда явился, он должен был ее покинуть… „Тангейзер“ и „Лоэнгрин“ принадлежат к новому музыкальному направлению, в котором я стал работать со времени „Летучего Голландца“…"
Премьеру «Лоэнгрина» ожидали в Байройте с нетерпением. Дело в том, что режиссёром постановки стал Ганс Нойенфелс, недавняя работа которого в Берлинской Опере над моцартовским «Идоменеем» вызвала громкий скандал. Гансу Нойенфелсу 69 лет, он родился в городе Крефельд. В молодые годы, прежде чем увлечься театром, он больше года жил в Париже и работал ассистентом немецкого художника и скульптора, дадаиста и сюрреалиста Макса Эрнста. Актерское искусство и режиссуру Ханс Нойенфелс изучал в семинаре имени Макса Рейнгардта в Вене. В 23 года он поставил свой первый спектакль, а затем успешно работал во многих театрах Германии и Австрии. Первый настоящий успех с элементом скандала ждал Нойенфелса в постановке «Аиды» Верди во Франкфурте, в которой он изобразил главную героиню… уборщицей. В настоящее время Нойенфелс занимается кинорежиссурой, пишет стихи, прозу и либретто музыкальных спектаклей.
Вернёмся в Байройт, центральная улица которого Maximilian-strasse названа 165 лет назад в честь тогдашнего короля Баварии. Многие здания на Maximilian-strasse строились в XVI–XVIII веках, но до сих пор находятся в прекрасном состоянии. В доме № 33 почти двести лет размещалась старая ратуша, а в доме № 57 до сих пор находится аптека, которой уже больше четырехсот лет. В середине XVII века на Maximilian-strasse появились фонтаны с аллегорическими скульптурами: Нептун, Слава и Геркулес. Много испытаний пришлось на долю старого дворца, служившего резиденцией байройтских маркграфов, по желанию которых здесь был оборудован маленький театр. Первые в городе театральные и музыкальные представления с участием итальянских певцов и венецианских музыкантов прошли именно в стенах Altes Schloss. Здание дворца украшено барельефами и скульптурами, и после многолетней реставрации ему вернули оригинальную цветовую гамму, характерную для начала XVIII века.