Байройтский фестиваль в лицах и личностях

  • 29 июля 2010
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
На Вагнеровском фестивале в Байройте сегодня, 29 июля, будет звучать «Парсифаль». Начиная со второго Байройтского фестиваля, на котором в 1882 году состоялась премьера, «Парсифаль» неизменно входит в число «обязательных» опер…
В этом году зрителям предложена версия, впервые представленная в 2008 году норвежским режиссером Штефаном Херхаймом, а за дирижерским пультом — итальянский маэстро Даниэле Гатти.
Второй год Байройтский фестиваль проходит без участия его ангела-хранителя — Вольфганга Вагнера, стоявшего во главе фестиваля около полувека. В 2008 году 88-летний глава клана официально подал в отставку, и в результате сложной интриги семейство Вагнеров сохранило контроль за фестивалем. В марте нынешнего года Вольфганг Вагнер умер в возрасте 90 лет, и теперь его дочери должны поддерживать марку Байройта как места культурного паломничества и встречи истинных вагнерианцев с ведущими политиками Германии. Известно, в частности, что Ангела Меркель проводит во время фестиваля в Байройте часть своего отпуска.
Следует отметить, что цены на билеты достаточно высоки — от 25 до 225 евро, что все же меньше, чем на Зальцбургском фестивале, отмеченном любовью крупного бизнеса. Есть и другой вариант приобщиться к творческому наследию Вагнера — в Интернете проходит прямая трансляция оперных спектаклей, доступ к которой можно приобрести всего за 15 евро. Ну, а для жителей Байройта и его гостей прямо у театра установлен огромный экран, на котором идет трансляция из зрительного зала.
По традиции, главным дирижером Байройтского фестиваля становится дирижер «Кольца нибелунга». Вольфганг Вагнер пригласил на эту должность Кристиана Тилеманна, одного из самых ярких музыкантов так называемого «младшего поколения». Кристиан Тилеманн начал свою карьеру в 19 лет в качестве ассистента Герберта фон Караяна. Его называли «вундеркиндом» среди дирижеров, а уже через год — «новым гением». Тилеман неизменно сознательно ограничивал свой репертуар, концентрируясь на «большой немецкой традиции». Звездой мирового масштаба его сделали интерпретации Вагнера в Вене и Байройте — прозрачные, элегантные и одновременно величественные. В 25 лет он стал первым капельмейстером Немецкой Рейнской оперы в Дюссельдорфе, а в последнее время греется в лучах любви мюнхенской публики, руководя городским филармоническим оркестром и дирижируя «Кольцо нибелунга». После того как Ларс фон Триер отказался ставить тетралогию, в Байройт пригласили Танкреда Дорста, который во всех отношениях устраивал руководство фестиваля и Тилеманна.
«Мы нашли режиссера, — говорил он, — который тоже хочет рассказывать эту историю. Мы были едины во мнении, что хотим отказаться от привязки к актуальной политике и от всего того, что сейчас нередко приходится видеть на оперной сцене и что имеет весьма малое отношение к музыке. Я считаю, что боги должны быть узнаваемы в качестве богов, а не директоров заводов и партсекретарей. Сколько уже этого всего было! Это стесняет музыку»! Так что с 2008 года байройтский фестиваль постепенно уходит от модернизма.
Интересно, что в истории Байройтского фестиваля явно прослеживается русский след. Автором декораций к первым постановкам в театре на зеленом холме был Павел Жуковский, сын поэта Василия Жуковского, чьи идеи до сих пор регулярно используются в байройтских спектаклях. А первым русским журналистом, знакомившим отечественного читателя с новым фестивалем, был не кто иной, как Петр Ильич Чайковский. В качестве корреспондента газеты «Московские ведомости» он, в частности, констатировал: «В смысле искания художественных идеалов Байройтское торжество есть урок для всех».

Последние выпуски программы

Специальные проекты Вердиевского фестиваля в Парме

Мы продолжаем путешествовать по итальянскому региону Эмилия-Романья. Фестиваль уже зарекомендовал себя как солидный и представительный форум. Самый оригинальный проект этого года называется «Imparolpera», что можно перевести как «научись понимать оперу».

Конкурс дирижеров на Вердиевском фестивале в Парме

Мы снова в Парме, где через несколько дней стартует Вердиевский фестиваль, проходящий ежегодно в октябре. Частью фестивальной программы является Международный конкурс дирижёров имени Артуро Тосканини — ещё одного знаменитого уроженца Пармы…

Музыкальный фестиваль имени Верди в Парме

Начинаем путешествовать по древней дороге Виа Эмилия, построенной римлянами в 187 году до н. э. Цель нашего путешествия — город Парма, где совсем скоро начнется Вердиевский фестиваль, который отмечает в этом году 10-летний юбилей…