Тон Копман на фестивале в Стокгольме
7 июля 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Прошедший июнь в Стокгольме был богат на праздники и фестивали: свадьба наследной принцессы Виктории и посвященный этому событию фестиваль «Stockholm LOVE», кулинарный праздник под названием «Попробуй Стокгольм на вкус» и Фестиваль старинной музыки. Всем этим событиям предшествовал национальный праздник Швеции, который отмечается 6 июня как День шведского флага…
Точный возраст флага неизвестен, но старейшие изображения синего полотнища с желтым скандинавским крестом восходят к XVI веку. Основные торжества при участии короля проходят на территории Музея под открытым небом — Скансен, в котором собрано более 150 построек различных эпох из всех уголков Швеции, самому старому из которых свыше шестисот лет. На территории парка есть зоопарк и действующая ферма образца 19 века. Скансен был создан в 1891 году и стал первым музеем народного быта и деревянного зодчества под открытым небом, послужившим образцом для создания подобных музеев в других странах.
Вернёмся, однако, на IX Фестиваль старинной музыки, организаторы которого сделали всё возможное, чтобы увлечь, заинтересовать и развлечь всех своих гостей, независимо от возраста и образа жизни. На концерте «Cancionero de Palacio» с участием знаменитого испанского ансамбля «Гесперион XXI» можно было услышать популярные песни средних веков и Ренессанса, а для самых юных меломанов была поставлена специальная детская версия знаменитой оперы Жана-Баттиста Люли «Армида». Стокгольмский фестиваль привлёк не только любителей музыки, но и профессионалов, приехавших в шведскую столицу специально для того, чтобы посетить мастер-класс одного из главных патриархов аутентичного исполнительства — Тона Копмана, а также концерт, на котором музыкант исполнил «Искусство Фуги» Иоганна Себастьяна Баха.
Тон Копман — Рыцарь Ордена Нидерландского Льва, почетный доктор многих музыкальных Академий, органист, клавесинист, музыковед, дирижер и потому желанный гость самых престижных фестивалей. Музыкальная карьера Копмана насчитывает уже полвека, поэтому можно смело утверждать, что он выступал практически на всех сценах знаменитых концертных залов и фестивалей мира — сольно и вместе с созданным им Амстердамским барочным оркестром.
«Искусство фуги» — одно из последних сочинений Баха, величайшее его творение, загадочное и таинственное, вызывающее одновременно восхищение и недоумение у слушателей и исполнителей. Дискуссии о нем не прекращаются до сего дня. Произведение представляет собой цикл из 19 контрапунктов, причём все фуги написаны на одну тему, которая преобразуется по ходу цикла. В рукописи «Искусства фуги» изначально не было указано, для какого инструмента предназначалось это произведение. Многие считают, что оно написано для клавира, хотя нередко исполняется на органе. А в последнее время появилось много переложений для оркестра, различных ансамблей и даже для хора.
Интересно, что Стокгольм непосредственно связан с именем Баха. Речь идет о старшем брате композитора, Иоганне Якобе Бахе, который, как и многие члены этой необыкновенной семьи, был хорошим музыкантом, прекрасно играл на скрипке, гобое и флейте. Кстати, флейтой он овладел в далёком Константинополе под руководством Пьера-Габриеля Буффардина. В 1704 году он поступил гобоистом в армию шведского короля Карла XII и в её составе участвовал в Полтавской битве в 1709 году. После разгрома шведов вернулся в Стокгольм, где провёл 10 лет на придворной службе.