По следам Чарльза Бёрни. Гамбург — город Генделя
12 апреля 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
2 300 мостов, 120 парков и садов. Озеро, по площади равное княжеству Монако. Где это? Искать следует в самом центре Европы, на севере Германии. Город с мостами, каналами, озерами и широкой рекой называется Гамбург и является морскими воротами Германии, хотя до Северного моря отсюда еще сто километров по Эльбе…
Свободный ганзейский город Гамбург был одним из первых городов-республик Европы. Жители до сих пор зовут свой город «отдельной Германией», считая всех остальных немцев «сонными тетерями». Вот и Бёрни поразила в Гамбурге «атмосфера жизнерадостности, трудолюбия, достатка и свободы, столь редкая в других годах Германии».
Чарльз Бёрни посетил Гамбург в 1772 году, и к этому времени в городе функционировали первая биржа и первая в Германии торговая палата, Гамбургский банк и первый немецкий оперный театр, открытый в 1678 году. Бёрни писал: «В Гамбурге ставилось больше опер, чем в любом другом городе Германской империи, причём, что ещё удивительнее, — это были немецкие оперы, тогда как в других городах Германии безраздельно властвовали итальянцы. Самые известные сочинения, поставленные на сцене местного театра, были написаны знаменитыми немцами — Кайзером, Маттезоном, Генделем и Телеманом».
Во времена Бёрни Гамбург мог бы претендовать на титул «столицы немецкой музыки» хотя бы потому, что здесь родился знаменитый Иоганн Маттезон — певец, композитор, теоретик и либреттист. Бёрни пишет, что в 82 года, незадолго до кончины, Маттезон «с гордостью говорил, что напечатал столько же книг о музыке, сколько прожил лет!»
Но самый знаменитый музыкант, чьё имя связано с Гамбургом, — Георг Фридрих Гендель. Здесь он начал карьеру композитора, которая привела его к мировой славе. Одарённый сын цирюльника из Галле, Гендель приехал в Гамбург в 1703 году и получил место второго скрипача в оркестре оперного театра, скрыв свою довольно солидную музыкальную подготовку. Там он мог слышать новейшие постановки и ждать своего звёздного часа, который вскоре пробил. Вот что пишет Бёрни: «Однажды в театре отсутствовал клавесинист, и Генделя уговорили занять его место. Он блестяще продирижировал оперой и показал себя большим мастером — ко всеобщему удивлению. Не удивился лишь Маттезон, который однажды слышал игру Генделя на органе в одной из гамбургских церквей».
Гендель прожил в Гамбурге пять лет, сочинив там в 1705 году свою первую оперу «Альмира», премьера которой прошла с большим успехом. Позже Маттезон писал, что за время своего пребывания в Гамбурге Гендель значительно усовершенствовал свой стиль благодаря постоянному посещению оперы, а в импровизации фуг на органе и клавире даже превзошел самого Кунау, который в то время считался чудом.
Символ Гамбурга — церковь Св.Михаила, самая высокая барочная церковь на севере Германии, которую местные жители любовно называют Михель. Ее ажурный силуэт красуется на гербе города, а со смотровой площадки открывается великолепная панорама Гамбурга, его порта и ближайших окрестностей. Церковь Св.Михаила, кроме всего прочего, является прекрасным концертным залом. Во время исполнения месс и ораторий солисты и оркестр занимают всё пространство северного хора Михеля.
Самой старой в Гамбурге считается церковь Св.Петра, а церковь Св. Якоба славится великолепным средневековым алтарём и самым большим в Германии органом, на котором музицировал великий Иоганн Себастьян Бах. Церковь Св.Николая стоит полуразрушенной, как напоминание о минувшей войне. С недавних пор ее венчает новенький сверкающий крест, подаренный Гамбургу потомками английских летчиков, бомбивших город.