По следам Чарльза Бёрни — в Дрезден!
17 марта 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мы продолжаем путешествие по следам английского музыковеда Чарльза Бёрни, посетившего столицу Саксонии — Дрезден. Город предстал перед путешественником в довольно плачевном виде, причиной которого была война с Пруссией. «Так мало уцелело из некогда многочисленных и доходивших до облаков городских башен», — сокрушенно сетовал Бёрни…
Такова печальная судьба Дрездена, дважды разрушенного войнами. Город был на 85% уничтожен в результате массированной бомбардировки авиацией союзников 13 февраля 1945 года, не уцелела даже Фрауэнкирхе, о которой Бёрни писал, что это «главная достопримечательность Дрездена, подобная соборам св. Петра в Риме и св. Павла в Лондоне». Бёрни смог оценить ее красоту, так как во время осады Дрездена войсками короля Пруссии церковь Богоматери осталась невредима. Местные жители рассказывали, что «ядра и снаряды будто отскакивали от её сферического купола». Сегодня Фрауэнкирхе полностью восстановлена и на ее куполе, который прозвали «каменным колоколом», как и в прежние века, сияет огромный золотой крест, безвозмездно отлитый по старинным лекалам английскими мастерами из Лидса. Эта церковь считается одним из самых выдающихся образцов европейского барокко, как и другая — Хофкирке, построенная в Дрездене в середине 18 века по эскизам итальянского архитектора Гаэтано Кьявери. Эта церковь интересна еще и тем, что именно здесь находится сердце Августа Сильного — самого известного из саксонских монархов, чьё тело покоится в Кракове. Но более всего Хофкирке известна своей изящной колокольней, прозванной Каналетто-Блик. Называется она так потому, что когда-то вдохновила известного венецианского художника Каналетто на написание великолепного силуэта Дрездена 18 века.
Отдав долг вежливости и посетив английского посла в Саксонии, Чарльз Бёрни побывал во втором по величине оперном театре Дрездена, который, по его словам, был «невелик, хотя уютен». В тот вечер шла «бурлетта» Антонио Сальери «Невинная любовь», которую острый на язык Бёрни назвал «колыбельной — абсолютно невинной как по замыслу и драме, так и в музыкальном отношении».
Однако главным источником музыкальных впечатлений, полученных Бёрни в Дрездене, стало посещение Королевского оперного театра, где тогда ставились только большие «серьёзные» оперы. Здание театра было выстроено в 1706 году Августом II-м и впоследствии заново отделано при Августе III-м. Бёрни признавался, что ему было чрезвычайно любопытно «взглянуть на прославленное поле брани, где композитор Иоганн Гассе и его отлично вышколенное войско стяжали такие лавры, ведь его самые лучшие оперы, также как и драма Метастазио, были сочинены специально для этого театра». Английского путешественника чрезвычайно удивил тот факт, что в главный оперный театр Дрездена, равный по величине миланскому, вход был бесплатным. Во времена Бёрни «театр имел пять ярусов лож, по тридцати в каждом, овальную форму наподобие итальянских театров, а в его оркестре могло поместиться до сотни музыкантов».
Лучшие виды на Дрезден и его окрестности сегодня, как и прежде, открываются с реки Эльбы, по которой ходят экскурсионные пароходики и более серьёзные круизные суда. Вдоль реки протянулась Терраса Брюля, которую в Дрездене называют «балконом Европы», а также живописная местность, представляющая собой отроги Рудных гор и получившая название Саксонская Швейцария. Любителей роскоши не оставят равнодушными загородные резиденции саксонских правителей — охотничий замок Морицбург и дворец Пильниц, выстроенный Августом Сильным для своей фаворитки, знаменитой и влиятельной графини Козель. Или стоящий на отвесном утёсе сказочный и неприступный замок Кенигштайн.