Зимняя Венеция
11 января 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В январе в Венеции нет обычных толп туристов, и можно разглядеть площади и перспективы, нырнуть в туман и даже остаться на улице в одиночестве…
Венецианский театр La Fenice — один из самых известных театров в Европе. Это может показаться невероятным, но имя театра удивительно ему подходит: и зданию, и его труппе не раз приходилось, подобно своему мифологическому тёзке, буквально «восставать из пепла» после нескольких опустошительных пожаров. Театр находится недалеко от площади Сан-Марко и построен на месте сгоревшего в 1773 году театра Сан-Бенедетто. Архитектор Сельва сумел вписать здание в тесное пространство, с трех сторон ограниченное каналами. Театр, построенный по заказу правительства Венецианской республики, был торжественно открыт в 1792 году. С его сценой связаны имена величайших композиторов. Специально для Ля Фениче Верди написал 5 опер — Эрнани», «Аттила», «Риголетто», «Травиата» и «Симон Бокканегра». Здесь состоялись премьеры новых опер Россини, Беллини, а затем и Доницетти, когда уже знаменитый на весь мир композитор вернулся в Венецию в 1836 году после серии триумфов в Милане и Неаполе. Здание театра еще дважды горело — в 1836-м и в 1996-м годах. В 2003-м театр вновь распахнул свои двери.
Если вы окажетесь в Венеции во время зимних каникул, обязательно сходите в «La Fenice» на Новогодние концерты, которые оркестр и хор театра даёт под управлением знаменитого английского маэстро Джона Элиота Гардинера. В программе Седьмая симфония Антонина Дворжака, увертюра к опере Россини «Сеньор Брускино», а также знаменитые арии и дуэты из опер Верди, Доницетти и Бизе. Приятным сюрпризом для меломанов станет участие в концерте Анны Катерины Антоначчи. Голос этой певицы трудно определить однозначно: она с успехом поет партии сопрано и меццо, выступает в ролях Армиды в опере Глюка и Кармен в опере Бизе. Ее тембр напоминает тот тип голоса, который в первой половине девятнадцатого века именовали «soprano corto» («короткое сопрано») и который встречается в операх Доницетти и его современников. Антоначчи поет в лучших театрах мира и выступает с разнообразными и интересными концертными программами, которые охватывают четыре века музыкальной культуры. Ее особая привязанность — музыка Клаудио Монтеверди, а недавно её выступление в партии Кармен произвело фурор в Парижской Опере.
Известно, что в Венеции нет автомобильных дорог, светофоров и машин, а вместо них — кальи и кампы, т. е. улицы и площади, каналы, набережные, гондолы и вапаретто. Гондолы в Венеции ценятся дороже любого автомобиля и служат порой по 45 лет. Это один из символов Венеции наряду с крылатым львом, площадью Сан-Марко и мостом Риалто. Еще в 16 веке был принят закон, который предписывал, чтобы все гондолы были черного цвета и одного размера — 11 метров в длину и метр 40 — в ширину. На сегодняшний день в Венеции около четырёхсот гондольеров, в том числе одна женщина, которая добивалась этого права почти 10 лет. Не все гондольеры в Венеции поют серенады, но все они довольно высокомерны по отношению к туристам, которых терпят…как дождь, который нежелателен, но так необходим. Впрочем, и дождь в Венеции — тоже песня…