Вена в Рождество: концерты, балы и маскарады
28 декабря 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мы в праздничной Вене, и сегодня заглянем в один из залов Зимнего императорского дворца Хофбург, где уже 31 декабря состоится грандиозный Императорский бал (Kaiserball). Здесь, в Редутен-зале, начиная с 1705 года, проводятся «редуты», то есть маскарады…
Известно, что легендарная императрица Елизавета Австрийская (Сиси) любила костюмированный бал «Рудольфина-Редут». Посещая этот бал инкогнито, она скрывала свое лицо под маской, и при объявлении «белого танца» сама выбирала себе партнера. Во время бала-маскарада 3-го марта 1783 года в антракте Моцарт представил здесь публике свой «Masquerade» — пантомиму с музыкой собственного сочинения. В 1790-м году в зале правил бал Антонио Сальери, а 29 марта 1828 года состоялся концерт Николо Паганини. Здесь прошли премьеры восьми симфоний Бетховена и «неоконченной» 8-й симфонии Шуберта, дирижировали Иоганн Штраус и Ференц Лист. Наконец, 28 марта 1842 года в Редутензале дворца Хофбург состоялся «Большой концерт» с участием всех придворных музыкантов императорского театра под управлением Отто Николаи. Эта «Филармоническая академия» — таково первоначальное название оркестра — считается рождением Венской Филармонии.
В 1890-м году началось строительства архитектурного комплекса для проведения музыкальных торжеств, рассчитанного на широкие слои населения. Три зала — Большой, Моцарта и Шуберта — строили так, чтобы во всех трёх одновременно могли проходить мероприятия и концерты, не мешая друг другу. С первых дней была сформулирована задача (цитирую) «поддерживать традиции высокого искусства музыки, быть центром творческих стремлений, домом для музыки, домом для Вены». В этом духе проходил праздничный концерт по случаю открытия Концертхауса 19 октября 1913 года в присутствии императора Франца Иосифа. Рихард Штраус написал для этого события свою «Праздничную увертюру ор. 61», после чего прозвучала 9-я симфония Бетховена.
С тех пор особая атмосфера Концертхауса притягивает к себе величайших музыкантов всего мира. Здесь проходят крупные общественные мероприятия, балы и торжественные приёмы.
Если вы любите музыку и оказались в праздничные дни в Вене, вам обязательно нужно заглянуть в «Konzerthaus», где в 18-й раз состоятся знаменитые Венские рождественские концерты (Vorpremiere Christmas in Vienna), традиция проведения которых родилась благодаря Пласидо Доминго. С тех пор это событие с нетерпением ждут сотни меломанов, многие из которых специально приезжают в Вену. В разные годы на венских рождественских концертах пели настоящие звёзды, среди них Элина Гаранча, Хуан Диего Флорес, а однажды в Вене собрались три самых знаменитых тенора конца ХХ века — Хосе Каррерас, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти. Всё происходящее в Концертхаус транслируется десятками телекомпаний по всему миру.
В этом году в рамках Рождественских концертов выступят обладательница одного из самых красивых меццо-сопрано Бернарда Финк и аргентинский тенор Хосе Кура. Он стал всемирно известен после триумфального дебюта в опере «Федора» в сентябре 1994 года в Америке, где он пел вместе со знаменитой Миреллой Френи. В 1995 году Хосе Кура дебютирует в Ковент Гардене, а в 97-м — в Ла Скала. Однако по-настоящему звёздный час аргентинца пробил в апреле 98 года, когда «тенор номер один» Лучано Паваротти из-за проблем со здоровьем был вынужден отменить выступление в Палермо, и Кура с успехом заменил его в роли Радамеса в «Аиде». После концерта в нью-йоркском Метрополитен Опера Хосе Кура получил титул «четвертого тенора мира» после Паваротти, Доминго и Каррераса.
Хосе Кура — необычайно разносторонний музыкант: он с успехом исполняет партии не только тенора, но и баритона. Он также пробует себя в дирижировании и впервые в истории современной оперы однажды пел на сцене, одновременно дирижируя оркестром. Известно также, что певец успешно сочиняет музыку и хорошо фотографирует.