Путешествие по следам Чарльза Бёрни. Людвигсбург — нескучный город одного герцога
14 декабря 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На этой неделе мы будем путешествовать по югу Германии, где много солнца, вина, старинных замков, дворцов и, конечно, музыки. Иначе здесь не побывал бы английский музыковед Чарльз Бёрни, автор «Всеобщей истории музыки»…
Он был наслышан о том, что уровень исполнительства при Вюртембергском дворе едва ли не самый высокий в Европе и что «расходы герцога на оперу настолько превышали платежеспособность подданных, что он совершенно разорил свою страну и народ». Вот почему Бёрни не мог не посетить резиденцию герцога в Людвигсбурге, хотя ему пришлось для этого отклониться от прямого пути в Вену.
Людвигсбург расположен в 12-ти километрах к северу от Штутгарта, столицы земли Баден-Вюртемберг. «На свете уже достаточно скучных городов» — говорил герцог Эберхард Людвиг Вюртембергский, и основал в 1709 году «нескучный» Людвигсбург, начав строительство замка, вокруг которого позже и вырос город.
Герцог Эберхард-Людвиг Вюртембергский был известен преступной расточительностью, о чем сообщал в своих заметках Чарльз Бёрни. Но более точный портрет герцога нарисовал Лион Фейхтвангер, рассказавший на страницах своего романа о правителе, жестоко разорявшим своё государство, настоящей правительницей которого была его фаворитка графиня фон Вюрбен, царившая в специально построенной для нее пышной княжеской резиденции в Людвигсбурге. Сам герцог, цитируя Фейхтвангера, «был тучным, рослым, толстощеким, губастым мужчиной в длиннополом, затканным серебром богатом кафтане, с бархатной шляпой на парике».
Герцог Эберхард-Людвиг первоначально планировал строительство охотничьего замка, но постепенно достраивались различные галереи, помещения, и вскоре охотничий замок разросся до размеров большого дворца в стиле барокко, насчитывающего 18 зданий и 452 помещения. Закончив строительство, герцог решил перенести свою резиденцию из Штутгарта в новый дворец и издал указ о строительстве города. Так в 18 веке недалеко от Штутгарта на реке Неккар появился город, названный в честь герцога Людвигсбургом.
Посетивший Людвигсбург в 1772 году Чарльз Бёрни был поражен увиденным. В капелле герцога он обнаружил весь цвет исполнительского искусства того времени — как певцов, так и инструменталистов. На сцене придворного театра ежегодно шли новые оперы известных композиторов, а летний дворцовый театр «был огромен, и сцена не имела задней стены. Вместо неё там располагался амфитеатр, который иногда заполнялся людьми, чтобы создать эффект перспективы».
Свои наблюдения за музыкальной деятельностью герцога Бёрни завершает выводом: «Его страсть к музыке и зрелищам, пожалуй, была столь же сильна, как некогда у императора Нерона».