Путешествие по следам Чарльза Бёрни — Кельн (Кельнский собор)
30 ноября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мы продолжаем путешествовать по Европе по следам Чарльза Бёрни, автора знаменитой «Всеобщей истории музыки», написанной на основе изучения старинных архивов и личных впечатлений английского ученого. Он посетил многие европейские страны, где встречался с лучшими музыкантами своего времени: с Глюком, Гассе, Галуппи, Гретри и учителем юного Моцарта, знаменитым членом Болонской Академии — падре Мартини!
Объехав крупнейшие города Фландрии, которая в 15-16 веках была колыбелью ренессансной полифонии, Бёрни ступил на землю Германии. Первым на его пути был Кёльн — город музеев и архитектурных памятников разных эпох, главный из которых — Кёльнский собор. Первый камень собора святого Петра и Марии был заложен в 1248 году, о чем в Кёльнской королевской хронике сохранилась запись. В храме с самого начала предполагалось хранить величайшую святыню христианского мира — алтарь Святых волхвов, ранее находившийся в одном из монастырей Милана. Сегодня туристы спешат увидеть за высоким алтарём золотой, щедро украшенный драгоценными камнями саркофаг — знаменитую раку Трех Королей: Каспара, Мельхиора и Бальтазара. Тех самых, кто, увидев свет звезды, поспешил в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары — золото, ладан и смирну. Эту сцену, запечатлённую на знаменитом триптихе «Поклонение волхвов» Стефаном Лохнером в 1440-м году, можно сегодня увидеть в Кёльнском соборе в капелле Девы Марии, а короны королей-волхвов изображены в гербе города Кёльна. Славится собор и самым большим «действующим» колоколом в мире — он называется «Петер» и весит 24 тонны.
Сегодня Кёльнский собор считается третьим по высоте храмом в мире, но в 70-х годах 18 века — а именно тогда Чарльз Бёрни посетил Кёльн — собор ещё не был достроен. В своих заметках автор делится впечатлениями от посещения храма: «В крошечной часовне за алтарём я увидел знаменитую гробницу, где лежат в неприкосновенности черепа трёх королей, которые после рождения нашего Спасителя пришли к нему с подношениями. Эта гробница является достопримечательностью Кёльна; она безмерно богата золотом, изваяниями, ювелирными украшениями, античными геммами, резьбой и камеями».
Конечно же, Бёрни не остался равнодушным и к музыкальным раритетам собора, главным из которых был большой орган, поразивший путешественника не только звучанием, но и внешним видом. Вот, что он пишет: «Кёльнский орган имеет самую благородную и красивую форму, какую я когда-либо видел. Фасад его плоский и растянутый от одного столба до другого над нефом церкви. Он имеет с каждой стороны по три колонны из больших труб, а в середине — три ряда малых труб, каждый из которых выглядит как самостоятельный фасад маленького органа».
И сегодня посетитель Кёльнского собора может не только любоваться красотой большого органа, но и слышать его звучание.
В своих записках Бёрни сетовал на то, что в Кёльне ему не удалось услышать светскую музыку, так как во время его пребывания там не было дано ни одного публичного исполнения. Однако сегодня ситуация совершенно иная, и путешественника ждёт масса музыкальных возможностей. В Кёльне действует более десятка концертных залов, среди которых самые известные — Филармония и Оперный театр, построенный в середине 50-х годов прошлого века по проекту архитектора Рипхана.