Путешествие по следам Чарльза Бёрни — Антверпен
26 ноября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мы всё еще во Фландрии, где вместе с Чарльзом Бёрни побывали в Генте и Брюсселе. Сегодня наш путь лежит в Антверпен, куда Бёрни направился в надежде найти рукописи старинных контрапунктов. Именно в Антверпене выросло большинство знаменитых фламандских музыкантов, ставших известными в Европе в 16 веке.
Посетив кафедральный собор, Бёрни сетовал на то, что при пожаре 1533 года Нотр Дам сгорел до тла, хотя и отмечал, что восстановленный храм стал ещё прекраснее, чем прежде. Любой путешественник, который приедет в Антверпен сегодня, может убедиться в этом собственными глазами. Кафедральный собор Антверпенской богоматери считается самой высокой готической церковью Бельгии благодаря 123-х метровой колокольне, необыкновенно лёгкой, изящной и очень музыкальной по линиям. Собор строился более 150-ти лет. С 1584 года, когда Антверпен был завоёван герцогом Пармским, он непрерывно обогащался роскошными алтарями, скульптурами и живописными творениями выдающихся мастеров. В частности, здесь можно увидеть три картины Рубенса.
В 70-х годах 18 века, когда Бёрни посетил Антверпен, город не имел оперного театра, хотя оперные представления шли здесь начиная с середины 17 века. Первое общедоступное здание Королевской оперы было построено в 1834 году. Жители города называют его Большим театром, хотя на самом деле это миниатюрное здание, построенное архитектором Пьером Бурла. Его фасад, как венок, обрамляют девять статуй муз и 17 бюстов писателей и композиторов — Шекспира, Мольера, Моцарта и других. В первой половине 19 столетия там шли творения исключительно французских композиторов, поэтому в то время театр называли не иначе как «французской оперой». На рубеже XIX и XX веков в театре «Бурла» стали исполняться сочинения фламандских композиторов, и тогда же там играли и дирижировали Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский.
Примерно в это же время возникает идея построить новый современный театр на территории Stadspark’а. Первый камень в фундамент нового здания был заложен в 1904 году, а через три года 18 октября 1907 года состоялось открытие Фламандской Оперы Антверпена. Внешний вид и интерьер театра выдержан в роскошном стиле нео-барокко, напоминая королевский блеск эпохи Людовика XVI. Плафон зала украшала красочная композиция, изображающая Аполлона в окружении 9 муз. Сегодня на сцене оперного театра Антверпена (вторая сцена находится в Генте) идут спектакли Фламандской оперы. С января 2009 года во главе этой организации стоит швейцарский певец и оперный директор Авиэль Кан.
Антверпен в переводе с фламандского означает «оторванная рука». Легенда гласит, что на заре христианства здесь поселился коварный и жестокий великан Антигон. Он облагал высокой данью все входящие в гавань корабли, а тем, кто отказывался платить, отрубал руку. Бесстрашный римский солдат Брабо вступил в единоборство с великаном и убил его, а затем отрубил ему руку и бросил в реку Шельду. Памятник легендарному освободителю занимает почетное место на центральной площади Антверпена в окружении Ратуши и средневековых зданий, принадлежавших когда-то представителям гильдий бондарей, арбалетчиков, торговцев и ювелиров — не случайно Антверпен называют «алмазной столицей» Бельгии — здесь сосредоточено более 70% всей мировой торговли алмазами.