Путешествие по следам Чарльза Бёрни — Гент. Передача первая

  • 23 ноября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мы снова путешествуем по Европе, и на сей раз нас ожидает очень необычный маршрут. Мы будем двигаться по следам Чарльза Бёрни — английского джентльмена, талантливого писателя, ученого и автора знаменитой «Всеобщей истории музыки»…
Желая познакомиться с европейской музыкой не по книгам, в которых к 18 веку накопилось немало ошибок и легенд, Бёрни предпринял три больших путешествия. Он посетил Францию, Фландрию, Германию, Австрию, Италию и Чехию, познакомился с культурой этих стран и пообщался с лучшими музыкантами своего времени. В Германии он встречался с Глюком, Гассе и Филиппом Эммануилом Бахом, в Италии — с Йомелли, Галуппи, Пичини, падре Мартини, во Франции — с Гретри и даже Руссо! В его записках отразилась вся музыкальная жизнь Европы конца 18 века, и у нас есть уникальная возможность сравнить впечатления современника моцартовской эпохи с тем, что увидит любитель музыки сегодня, если посетит те же места, что и Чарльз Бёрни.
В числе первых городов, которые Бёрни посетил во время путешествия по Европе, был Гент — столица Восточной Фландрии, один из самых древних и самых красивых городов Бельгии. Его главная достопримечательность — кафедральный собор Св. Бавона, строительство которого было начато в 1228 году. В соборе, в левой от входа часовне, хранится шедевр нидерландской живописи — знаменитый Гентский алтарь, или «Поклонение Божественному Агнцу» — творение братьев Хуберта и Яна ван Эйков. Сегодня триптих Ван Эйков может увидеть каждый, заплатив 3 евро за входа в часовню, однако в правой части собора есть копия этого шедевра, и её можно посмотреть бесплатно. Алтарь сделан в виде большого деревянного складня, состоящего из 20 картин, на которых изображено свыше 250-ти библейских персонажей.
В Генте Чарльз Бёрни познакомился с экзотическим для англичанина, но чрезвычайно популярным в Бельгии искусством колокольного звона -«карийоном». Когда-то каждый крупный город обладал колокольней с множеством колоколов, играя на которых мастер способен исполнить самые разные мелодии. Желая разобраться в особенностях игры на карийонах, Бёрни поднялся на городскую колокольню. Он пишет: «Здесь я был поражен огромным количеством колоколов и увидел, как звонарь играет на них при помощи своеобразных клавиш, соединяющихся с колоколами подобно тому, как клавиши клавесина и органа соединяются со струнами и трубами. Однако играть на карийонах физически во много раз труднее. Звонарь буквально трудился, и труд его был тяжелым; будучи одет в одну рубашку, он обливался потом. Перед игрой звонарь надевает толстый кожаный чехол на мизинец каждой руки, иначе он не смог бы вынести боль, причиняемую сильным ударом по клавише». Бёрни вспоминает, что по его просьбе мастер очень ловко сыграл несколько пьес на три голоса.
Интересно и то, что в петровское время отсюда стали привозить в Россию нежно звучащие колокола, многие из которых остаются по сей день на звонницах храмов Москвы и Петербурга. А «малиновым» этот звон называют по имени бельгийского города Мелехен, по-французски Малин, где в наши дни проходят самые известные в мире конкурсы и фестивали игры на колоколах. Сегодня гости Гента тоже могут услышать знаменитые карийоны и увидеть, как они исполняются. Для этого нужно подняться на готическую башню, вершину которой венчает фигура дракона. Карийон из 44-х колоколов на этой башне славится на всю Бельгию, а со смотровой площадки открывается великолепный вид на Гент и его окрестности.

Последние выпуски программы

Специальные проекты Вердиевского фестиваля в Парме

Мы продолжаем путешествовать по итальянскому региону Эмилия-Романья. Фестиваль уже зарекомендовал себя как солидный и представительный форум. Самый оригинальный проект этого года называется «Imparolpera», что можно перевести как «научись понимать оперу».

Конкурс дирижеров на Вердиевском фестивале в Парме

Мы снова в Парме, где через несколько дней стартует Вердиевский фестиваль, проходящий ежегодно в октябре. Частью фестивальной программы является Международный конкурс дирижёров имени Артуро Тосканини — ещё одного знаменитого уроженца Пармы…

Музыкальный фестиваль имени Верди в Парме

Начинаем путешествовать по древней дороге Виа Эмилия, построенной римлянами в 187 году до н. э. Цель нашего путешествия — город Парма, где совсем скоро начнется Вердиевский фестиваль, который отмечает в этом году 10-летний юбилей…