Архитектурный шедевр Гранд-Опера
5 ноября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Андре Моруа в своем письме-книге, посвященной Парижу, пишет:
«Нотр-Дам… Конкорд… Вот сердца Парижа! Но у Парижа на самом деле три сердца. Третье сердце — это площадь Оперы. Не знаю, любите ли вы здание Оперы архитектора Гарнье. Что касается меня, я на него не смотрю».
Помпезность и претенциозность театра потрясают. Легче сказать, какие архитектурные приемы не использовались для его создания, чем перечислить их все. К примеру, итальянские аркады и колоннада позаимствованы у базилики Палладио в Виченце, где-то заметны элементы старого Лувра, а лестница напоминает греческие храмы. Здание венчает аттик, на котором возвышаются две массивные скульптурные группы, символизирующие Поэзию и Гармонию.
Но Гарнье не останавливается и на этом: зал он покрывает куполом, на который, в свою очередь, помещает скульптуру Аполлона и Пегаса. За это над ним долго посмеивались, говоря, что Гарнье перепутал Оперу с ипподромом. Любое свободное пространство он заполняет барельефами, а в ниши устанавливает бюсты композиторов. Нижний этаж оформлен высокими арками и массивными пилонами, перед которыми множество скульптурных групп. Перед вторым пилястром справа — восхитительный шедевр Жана-Батиста Карпо «Танец». Второй этаж отличается изяществом высоких парных колонн, которые обрамляют огромные окна. Внутреннее убранство поражает роскошью стиля рококо, красный бархат и сияющая позолота — ослепляют. Основное пространство театра занимает даже не сцена, а отделанная белым мрамором парадная лестница и фойе — место демонстрации драгоценностей и изысканных нарядов. Свод театра украшают фрески, а плафон в зале расписан в 1966 году Марком Шагалом.
Однако главная гордость Гранд-Опера — славная история. Сколько шедевров было написано специально для этого театра, сколько здесь состоялось мировых премьер! На сцене парижской оперы впервые были явлены публике лучшие оперы Джакомо Мейербера — «Роберт-Дьявол», «Гугеноты», «Пророк», «Вильгельм Телль» Россини, «Фаворитка» Доницетти, «Дон Карлос» Верди, вторая редакция «Фауста» Шарля Гуно, оперы Массне. В ХХ веке блестящий ряд премьер продолжили «Мавра» Стравинского, «Эдип» Энеску, и этот список можно продолжать до бесконечности. На сцене Пале Гарнье блистали легендарные певцы и певицы — Мария Малибран, Полина Виардо-Гарсиа, Энрико Карузо, Фёдор Шаляпин, и именно на этой на сцене шли покорившие мир спектакли дягилевской антрепризы. После постройки в 1989 году здания «Opera-Bastille» на какое-то время Пале Гарнье стал исключительно балетным театром, но с 96-го года здесь снова возобновились оперные представления.
В заключении заглянем на еще одну парижскую площадь — Пляс Вандом, гдеь в доме номер 12 в 1849 году умер Шопен, а в доме номер один в отеле Вандом в 1897 году останавливался доктор Чехов. Здесь же находится самый известный в Париже отель Риц, в котором перебывали едва ли не все европейские знаменитости — от Чарли Чаплина до Коко Шанель, которая провела здесь последние 37 лет своей жизни. Его называют «идеальным отелем мечты», и Эрнест Хемингуэй однажды сказал, что когда он мечтает о рае, то представляет себе Ритц. Хемингуэй праздновал в Рице освобождение Парижа, а позже писал: «Единственная причина, по которой можно не остановиться в „Ритце“, — это отсутствие денег». Сегодня стоимость проживания в отеле зависит от престижности номера. К примеру, цена апартаментов Коко Шанель — 6600 евро в сутки.